Выберите язык:

ann12042-ru — Объявление

Телескоп ALMA совершенствуется для получения новых результатов

5 июня 2012 г.

Строительство нового телескопа ALMA — Atacama Large Millimeter/submillimeter Array — еще не завершено, а он уже подвергается усовершенствованию, которое поможет астрономам исследовать самые ранние галактики и искать воду в других планетных системах. Наблюдательный совет ALMA утвердил план разработки и изготовления дополнительного набора приемников высочайшего качества, которые позволят телескопу вести измерения в той части спектра, которая сейчас для него недоступна.

ALMA – крупнейший в мире астрономический проект. Этот мощный новый инструмент, устанавливаемый на плато Чахнантор в Чили, позволит астрономам понять, как Вселенная в целом и заполняющие ее галактики развивались с момента Большого Взрыва, как в нашей Галактике образовывались звезды и планетные системы. Хотя из 66 антенн, которые будут составлять телескоп, сейчас на высокогорное плато в северном Чили доставлена только половина этого количества (см. ann12035), ALMA уже функционирует: научные наблюдения ведутся с частью решетки (см., например, eso1137 и eso1216).

ALMA наблюдает Вселенную на радиоволнах, то есть в лучах, невидимых глазу. Крайне слабые сигналы, приходящие из космоса, улавливаются антеннами ALMA и фокусируются на приемниках, которые трансформируют это слабое излучение в электрические сигналы. Новая серия приемников “Band 5” будет способна регистрировать электромагнитное излучение с длиной волны между примерно 1.4 и 1.8 миллиметра (211 и 163 ГГц), то есть в одном из диапазонов спектра, в которых атмосфера Земли частично прозрачна, что и позволит этому излучению достичь антенн телескопа.

Разработка и проектирование новых приемников, строительство их прототипов, было выполнено в Группе разработки приемников Космической обсерватории Онсала (Onsala Space Observatory’s Advanced Receiver Development group) при Чалмерсовском Технологическом Университете в Готенбурге (Швеция), в сотрудничестве с Rutherford Appleton Laboratory, UK, и ESO, в рамках программы поддержки European Commission Supported Framework Programme FP6 (ALMA Enhancement), принятой в 2006 г. По контракту FP6 построено и поставлено для ALMA шесть таких приемников (см. ann1098).

В течение следующих пяти лет все 66 антенн ALMA будут оборудованы этими новыми приемниками. Для этого придется построить, включая запасные, еще 67 приемников. Они будут изготовлены силами европейской промышленности, при участии Соединенных Штатов. ESO разместит в Европе заказ на эти криогенно охлаждаемые приемники и осуществит наблюдение за их разработкой. Консорциум возглавит исследовательская астрономическая школа NOVA в Нидерландах. Приемники будут изготовляться в NOVA в партнерстве с Onsala Space Observatory’s Advanced Receiver Development group. В Северной Америке Национальная Радиоастронромическая обсерватория (NRAO) построит выоскоточные осцилляторы, при помощи которых приемники будут отрегулированы таким образом, чтобы выходные сигналы всех антенн могли быть с высокой точностью совмещены для построения изображений высокого разрешения.

Новые приемники будут использоваться для изучения некоторых наиболее ранних галактик во Вселенной, что поможет нам понять, когда образовались первые звезды. Еще эти приемники расширят возможности астрономов в измерениях присутствия молекул воды — которая принципиально важна для возникновения жизни — в пылевых дисках, в которых, как полагают, образуются планеты, и в атмосферах планет и комет в Солнечной системе. Точное измерение количества воды в космическом пространстве – задача очень сложная, потому что наблюдать приходится сквозь водяной пар, присутствующий в земной атмосфере, что искажает получаемые данные. Метод, которым измеряют количество воды приемники ALMA Band 5, дает возможность обойти некоторые из этих трудностей.

Решение о финансировании работ по усовершенствованию ALMA, предпринимаемых еще до окончания строительства самого телескопа, было принято Советом директоров ALMA (ALMA Board) в апреле 2012 г. 9 мая 2012 г. это решение было одобрено Финансовым Комитетом ESO. Окончание этих работ планируется в 2016 г.

Международный астрономический инструмент ALMA (Большая Атакамская Миллиметровая / субмиллиметровая Решетка -- The Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) совместный проект ученых Европы, Северной Америки и Восточной Азии, при участии Республики Чили. Строительство и эксплуатацию ALMA ведут от Европы Европейская Южная Обсерватория (ESO), от Северной Америки Национальная радиоастрономическая обсерватория (National Radio Astronomy Observatory -- NRAO), и от Восточной Азии Национальная радиоастрономическая обсерватория Японии (National Astronomical Observatory of Japan -- NAOJ). Организационно строительство, пуско-наладочные работы и эксплуатация ALMA совместно возглавляются и управляются в рамках Объединенной Обсерватории ALMA (The Joint ALMA Observatory, JAO).

ID:ann12042