Выберите язык:

ann13002-ru — Объявление

Новая фаза наблюдений на более высоком уровне: ALMA удваивает свою мощь

Первому циклу предварительных научных наблюдений с телескопом ALMA (Early Science Cycle 1) дан зеленый свет

8 января 2013 г.

Телескоп ALMA (The Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) начал новую фазу научных наблюдений на более высоком уровне. Эта фаза, названная «Первым циклом предварительных научных наблюдений» (Early Science Cycle 1), продлится до октября 2013 г. Мощь телескопа значительно повысилась: наблюдения будут выполняться с большим количеством антенн, разнесенных на большие, чем прежде, расстояния друг от друга; кроме того, впервые будут использоваться антенны Атакамской Компактной Решетки ACA (Atacama Compact Array).

Несмотря на то, что ALMA все еще находится в процессе строительства, телескоп начал функционировать как научный инструмент в 2011 г. Эта фаза его работы получила название «нулевого цикла предварительных научных наблюдений» (Early Science Cycle 0). Решетка ALMA уже превзошла все другие телескопы такого типа и в прошлом году беспрецедентные возможности нового телескопа обусловили первую волну великолепных научных результатов (см., например, ann12101eso1216eso1239 и eso1248).

Наблюдения «нулевого цикла» начались всего с шестнадцатью из 66 антенн полного комплекта (который будет состоять из пятидесяти 12-метровых «тарелок»  главной решетки и ACA: компактной группы из двенадцати 7-метровых и четырех 12-метровых антенн). Являясь интерферометром, ALMA эквивалентна телескопу с входной апертурой, равной наибольшему расстоянию между отдельными антеннами, которые в «нулевом цикле» были разнесены на расстояние около 400 метров.

В «Первом цикле» ALMA будет иметь в своем составе по меньшей мере 32 12-метровых антенны главной решетки, вдвое больше, чем в «нулевом», что повысит как светособирающую силу телескопа, так и качество изображений. Расстояние между антеннами теперь достигнет километра, что больше, чем удвоит максимальное разрешение. Полностью введен в строй корррелятор ALMA — специализированный суперкомпъютер, который выполняет сложение сигналов от антенн (см. eso1253). Наконец, впервые научные наблюдения будут выполняться с антеннами, входящими в ACA. Как минимум, девять 7-метровых и две 12-метровых антенны Компактной решетки будут использоваться в комбинации с основной решеткой при наблюдениях протяженных объектов на небе.

Большие 12-метровые антенны главной решетки нельзя придвинуть ближе, чем на 15 метров друг к другу, иначе они будут сталкиваться во время поворотов. Это минимальное расстояние между антеннами определяет верхнюю границу масштаба объектов, которые телескоп может наблюдать, и поэтому для главной решетки недоступны наиболее крупные детали таких протяженных объектов, как гигантские облака молекулярного газа в нашей Галактике, или как соседние галактики. Решетка ACA, чьи 7-метровые антенны могут быть помещены ближе друг к другу, специально предназначена для того, чтобы позволить телескопу ALMA наблюдать такие объекты.

Предполагается, что в течение «Первого цикла» будет проведено около 800 часов наблюдений с основной решеткой и столько же с ACA.

На проведение наблюдений в «Первом цикле» астрономами со всего мира подано более 1100 заявок, из них всего 196 были отобраны как приоритетные проекты. Эти проекты охватывают широчайший диапазон астрономических тем в пределах пяти основных областей научных интересов ALMA: космология и объекты очень далекой Вселенной; галактики и их ядра; межзвездная среда, звездообразование и астрохимия; экзопланеты, околозвездные диски и Солнечная система; эволюция звезд и Солнца.

Проект ALMA (Большая Атакамская Миллиметровая / субмиллиметровая Решетка -- The Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) совместно осуществляется учеными Европы, Северной Америки и Восточной Азии, при участии Республики Чили. В Европе ALMA финансируется Европейской Южной Обсерваторией (ESO), в Северной Америке – Национальным Научным Фондом (NCF) в кооперации с Национальным Советом по научным исследованиям Канады (NRC) и Национальным Советом по науке Тайваня (NSC), в Восточной Азии Национальным Институтом Естественных наук Японии (NINS) в кооперации с Academia Sinica (AS) Тайваня. Строительство и эксплуатацию ALMA ведут от Европы Европейская Южная Обсерватория (ESO), от Северной Америки Национальная радиоастрономическая обсерватория (NRAO), управляемая компанией  Associated Universities, Inc. (AUI), и от Восточной Азии Национальная радиоастрономическая обсерватория Японии (NAOJ). Организационно строительство, пуско-наладочные работы и эксплуатация ALMA совместно возглавляются и управляются в рамках Объединенной Обсерватории ALMA (The Joint ALMA Observatory, JAO).