Выберите язык:

ann13010-ru — Объявление

Новый лазер расширяет возможности VLT

21 февраля 2013 г.

Новый и более мощный лазер успешно прошел испытания в обсерватории ESO Паранал и официально был принят сегодня. Этот новый лазерный источник называется PARLA и составляет важную часть Блока Лазерной Искусственной Звезды (LGSF) на Очень Большом Телескопе ESO (VLT).

Лазер используется для создания "искусственной звезды" в атмосфере на высоте около 90 километров [1]. "Искусственные звезды" -- яркие светящиеся точки, расположенные выше основного объема атмосферы -- позволяют астрономам исследовать атмосферную турбулентность в районе наблюдаемого объекта. Эта информация используется для изменения формы поверхности гибкого зеркала в реальном времени, чтобы исправить большинство неоднородностей, вызванных постоянным движением атмосферы, и создать гораздо более четкое изображение объекта.

Новый лазер значительно повысит надежность работы LGSF. Аналогичная технология будет использоваться в четырех лазерах Установки адаптивной оптики, которая  в настоящее время разрабатывается в ESO. Новый лазер обеспечивает на выходе мощность до 7 Вт и работает очень стабильно.

В процессе ввода  нового лазера в эксплуатацию, а также  в целях демонстрации,  с различными приемниками VLT наблюдались некоторые космические объекты, в частности, карликовая планета Хаумеа со своими спутниками и необычная радиогалактика Центавр А.

Усовершенствованная версия лазерного источника выполнена на базе новой твердотельной Рамановской волоконно-оптической лазерной технологии, которую сейчас разрабатывает ESO вместе со своими промышленными партнерами для Установки адаптивной оптики ESO. Этот лазер уже продемонстрировал большую надежность, что позволит чаще выполнять на телескопах  ESO сложные наблюдательные программы, которые нуждаются в гидировании по лазерной искусственной звезде каждый раз, когда этого требует состояние атмосферы.

Прежняя лазерная установка на красителях PARSEC, использовавшаяся до сих пор, работает уже шесть лет и близка к полной выработке своего ресурса. В течение срока службы она помогла сделать важные открытия. После обновления работа лазерной установки существенно упростится и даст астрономам больше гибкости в планировании своих наблюдений.

[1] Искусственные звезды создаются в результате взаимодействия лазерного излучения с 10-километровым слоем нейтральных атомов натрия в мезосфере, которое вызывает их флуоресценцию. Атомарный натрий имеет оптический переход на длине волны 589 нм. Параметры лазера настроены на эффективное возбуждение этого атома.