ann13022-ru — Объявление

Гигантская карта удаленных частей Вселенной составлена наполовину

Обзор неба VLT каталогизировал положения 55 000 галактик

12 марта 2013 г.

Самый крупный из когда-либо предпринимавшихся проектов трехмерного картографирования Вселенной, реализуемый с телескопами ESO, выполнен наполовину. Международная группа астрономов, использующая приемник VIMOS на Очень Большом Телескопе ESO (VLT), измерила расстояния до 55 000 галактик [1] в рамках обзора VIPERS [2]. Эти измерения уже позволили ученым создать трехмерное пространственное распределение галактик в более раннюю эпоху развития Вселенной. Оно в деталях выявляет сложную паутинообразную крупномасштабную структуру Вселенной.

Исследуя эту космическую паутину, астрономы могут протестировать теории образования и эволюции Вселенной и оценить параметры таинственной темной энергии, которая ускоряет ее расширение. Отслеживая при помощи карты, как крупномасштабная структура изменяется во времени, можно также выяснить, точно ли выполняется общая теория относительности Эйнштейна или она может потребовать пересмотра.

VIPERS представляет собой самый детализированный обзор галактик из всех, которые были составлены до сих пор. Он проникает в глубину времени до галактик, наблюдаемых в эпоху, когда, по мнению астрономов, темная энергия начала доминировать во Вселенной, что продолжается и сейчас. Это произошло, когда Вселенной было от пяти до девяти миллиардов лет, то есть она была примерно вдвое моложе своего нынешнего возраста в 13.7 миллиардов лет. Несмотря на то,что обзор VIPERS еще не завершен, он уже дает великолепные научные результаты, в том числе первую оценку скорости роста крупномасштабной структуры на ту эпоху и наиболее точную за все время наблюдений статистику среднего числа массивных галактик на этот период истории Вселенной.

Чтобы отметить важную веху, на этой неделе группа представляет серию статей в научных журналах, которые дают общее описание обзора и его предварительных результатов. Эти публикации сделают обзор VIPERS открытым для использования астрономами всего мира. Каталог расстояний до галактик будет выпущен в сентябре нынешнего года.

[1] Приемник VIMOS разделяет излучение каждой галактики на составные цвета. Последующий анализ позволяет астрономам вычислить скорость удаления галактики от нас — ее «красное смещение». Это, в свою очередь, позволяет определить расстояние до галактики, а в комбинации с ее положением на небе – ее расположение во Вселенной.

[2] VIPERS расшифровывается как VIMOS Public Extragalactic Redshift Survey. Дальнейшая информация находится здесь.