Выберите язык:

ann13065-ru — Объявление

Контракты ESO на камеры для нового инструмента для поиска экзопланет

7 августа 2013 г.

ESO подписала контракты с Winlight Systems (Франция) на конструирование двух камер для нового мощного приемника для поиска экзопланет ESPRESSO.

ESPRESSO (Echelle SPectrograph for Rocky Exoplanet and Stable Spectroscopic Observations) -- сверхточный спектрограф, который будет установлен в обсерватории ESO Паранал в Чили в 2016 г. Он сможет комбинировать сигнал от всех четырех Базовых Телескопов VLT, которые, таким образом, будут работать как единый виртуальный 16-метровый телескоп [1]. ESPRESSO разрабатывается консорциумом, в который входят ESO и семь других научных институтов:

• Астрофизический центр Университета Порто (Centro de Astrofísica da Universidade do Porto), Португалия
  • Факультет естественных наук Лиссабонского университета (Faculdade de Ciências da Universidade de Lisboa, CAAUL & LOLS), Португалия
  • INAF–Астрономическая обсерватория Триеста, Италия
  • INAF– Астрономическая обсерватория Брера, Италия
  • Астрофизический институт Канарских островов (Instituto de Astrofísica de Canarias), Испания
  • Физический институт Бернского университета (Physikalisches Institut der Universität Bern), Швейцария
  • Женевский университет (Université de Genève), Швейцария

ESPRESSO будет построен на принципах, заложенных в исключительно успешном инструменте HARPS (High Accuracy Radial velocity Planet Searcher), установленном на 3.6-м телескопе в обсерватории ESO Ла Силья. Преимуществами ESPRESSO станут не только значительно большая светособирающая мощность, обеспечиваемая всеми четырьмя 8.2-метровыми Базовыми Телескопами VLT, но и улучшенная стабильность и точность калибровки, ставшие возможными благодаря, в частности, внедрению технологии лазерных частотных гребенок.

Предполагается, что с ESPRESSO астрономы смогут обнаруживать землеподобные планеты вокруг близких звезд методом лучевых скоростей [2]. Инструмент будет также применяться для решения многих других задач, например, для поиска возможных временных и пространственных вариаций мировых констант путем исследования излучения очень далеких квазаров.

Новый контракт предусматривает изготовление двух линзовых камер -- одной для красной, другой для голубой части спектра. Они будут основными компонентами инструмента. Благодаря высокой асферичности оптических поверхностей и новаторским конструктивным особенностям, камеры будут отличаться великолепным качеством изображений на большом поле, имея всего по три оптических элемента.

[1] ESPRESSO станет первым инструментом, в котором будут собираться в одном некогерентном фокусе световые сигналы от всех четырех Базовых Телескопов VLT. Для целей интерферометрии такая операция уже осуществляется в приемнике PIONIER, в котором сигналы суммируются когерентно (то есть, с сохранением фазы – см.ann11021).

[2] Планета, обращающаяся вокруг звезды, вносит малые регулярные изменения в составляющую скорости звезды, направленную по лучу зрения наблюдателя (лучевую скорость). Вследствие эффекта Допплера эти изменения наблюдаются как «дрожания» линий в спектре звезды вокруг их средних положений: когда планета движется от наблюдателя, изменение лучевой скорости звезды вызывает сдвиг линий звездного спектра в сторону более длинных волн (красное смещение), а когда планета приближается, происходит сдвиг в сторону коротких волн (голубое смещение). Эти весьма малые смещения спектральных линий (они могут соответствовать скоростям всего в 10 см/с, то есть, скорости движения черепахи) могут быть измерены высокоточным спектрографом, таким, как ESPRESSO, и являются признаком существования планет.

Engineering rendering of the ESPRESSO instrument