ann13077-ru — Объявление

ESO отмечает выпуск тысячного пресс-релиза

18 сентября 2013 г.

Пресс-релиз, вышедший на этой неделе – замечательный новый снимок туманности Креветка (Prawn Nebula) -- и сам по себе замечателен. Это тысячный пресс-релиз ESO. Впечатляющий порядковый номер отражает статус ESO как самой продуктивной наземной астрономической организации в мире по числу выпускаемых научных статей. По случайному совпадению на этой неделе выходит и десятитысячная научная статья ESO.

Просветительский отдел ESO, который и проводит работу по связи ESO с широкой общественностью, был образован в 1986 году, в знаменательное время появления кометы Галлея (1985–86). Таким образом, теперь это один из старейших отделов астрономического просвещения в мире. Вначале он назывался немного иначе: фотографической и информационной службой ESO (IPS); это название отражало тот факт, что основной состав отдела вышел из бывшей Лабратории звездных атласов (ESO Sky Atlas Laboratory).

С опытом постепенно пришло понимание того, что информирование общественности о работе обсерватории должно тщательно планироваться и организовываться. Название отдела изменилось на ESO Education and Public Relations Department (EPR), затем на ESO Public Affairs Department (PAD), и наконец, на ESO education and Public Outreach Department (ePOD, после слияния с просветительским отделом ESA Hubble и пресс-службой МАС). Интересно, что отделом неизменно руководили датчане: сначала специалист по кометам Ричард Уэст (Richard West) (открыватель кометы Уэста), затем Клаус Мадсен (Claus Madsen), а с 2008 г. – Ларс Линдберг Кристенсен (Lars Lindberg Christensen). Возможно, это единственное, что можно назвать постоянным в работе отдела, так как область астрономических коммуникаций с обществом претерпела огромные изменения со времени выхода первых пресс-релизов, рассылавшихся сначала по почте, а потом с помощью телефакса.

Первый пресс-релиз отдела просвещения ESO демонстрировал зернистое черно-белое изображение кометы Галлея, формирование хвоста которой зарегистрировал в 1985 году 1-метровый телескоп Шмидта ESO в Ла Силья. Можно назвать другие памятные релизы прошедших лет: бомбардировка Юпитера кометой Шумейкера-Леви 9 в 1994, первые наблюдения на VLT в 1998, принятие проекта E-ELT Советом ESO в 2012 и инаугурацию телескопа ALMA в 2013. В релизах было объявлено о многих открытиях и научных достижениях – о первом в мире прямом изображении экзопланеты, первом в истории наблюдении кратковременного гамма-всплеска в видимых лучах и первом спектре атмосферы экзопланеты.