Выберите язык:

ann13085-ru — Объявление

Возвращение марсианского робота

Прототип европейского автоматического марсохода на Паранале

14 октября 2013 г.

В начале октября 2013 года пустыня Атакама на недельку превратилась в Марс: сюда приехала группа ученых и инженеров, которые проводят натурные испытания разработанного ими прототипа автоматического марсохода.

Место испытаний расположено вблизи обсерватории ESO Паранал. Оно было выбрано для тестирования марсохода благодаря здешнему суровому климату и внешнему сходству с пейзажами красной планеты. Вдобавок, пустыня Атакама известна тем, что ее почва практически стерильна, в основном из-за отсутствия влаги, что делает эту местность особенно подходящей для моделирования безжизненной марсианской природы.

В тестировании, проходящем в рамках программы полевых испытаний SAFER (Sample Acquisition Field Experiment with a Rover), участвует марсоход «Бриджит» (Bridget), построенный компанией Astrium (г.Стивенейдж, Великобритания). Предполагается, что этот аппарат отправится на Марс в 2018 году в составе миссии ExoMars Европейского космического агентства (ESA).

Цель испытаний – получение учеными непосредственного опыта в дистанционном управлении марсоходом и сборе полевых данных его тремя бортовыми приборами. Поэтому управление марсоходом осуществляется в условиях, максимально близких к реальным марсианским, как в смысле регистрируемых научных данных, так и в отношении задач управления роботом. Наряду с полевой группой, в испытаниях участвует центр дистанционного управления Satellite Applications Catapult Centre, расположенный в Харуэлле (Великобритания).

Приборы, участвующие в тестировании: увеличительная видеокамера CLUPI (эквивалент геологической лупы для рассматривания мелких деталей камней), панорамная камера PanCam с эмулятором AUPE-2 и радар для анализа почвы WISDOM, который должен обеспечить детальное исследование структуры подпочвенного слоя Марса.

Чтобы еще больше приблизить ситуацию к реальному ходу будущей марсианской миссии, испытатели использовали беспилотный летательный аппарат (UAV или дрон), который наблюдает район тестирования с воздуха. По этим данным строится численная модель, облегчающая управление марсоходом. Подобная процедура предусмотрена для сбора данных с околомарсианской орбиты.

«Марсианский» ландшафт чилийской пустыни не впервые используется для экспериментов с марсианскими роботами — предыдущая модель марсохода испытывалась здесь, на Паранале в июне 2012 года. А в июне 2013 года университет Carnegie Mellon и Институт поиска внеземных цивилизаций SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence) отправил в этот район робот-вездеход Zoe, работающий на солнечной энергии, для тестирования приборов, которые должны обнаруживать присутствие микроорганизмов в экстремальных климатических условиях.

Программа полевых испытаний SAFER курируется подразделением Европейского космического агенства ESA's Directorate of Technical and Quality Management, международную промышленно-техническую комиссию при котором возглавляют специалисты компании RAL Space (UK Science and Technology Facilities Council). В эту комиссию входят также компании Astrium, Университет Aberystwyth, ScisysJoanneum Research (Австрия), Институт космических исследований Space Exploration Institute (Швейцария), Лаборатория космических наук Mullard Space Science Laboratory (University College, Лондон), Лестерский университет (University of Leicester) и исследовательская лаборатория LATMOS Национального центра научных исследований (Centre National de la Recherche Scientifique) во Франции. Общее финансирование обеспечивается в рамках Основной программы технических исследований ЕКА (ESA's Basic Technology Research Programme) при участии Космического агентства Великобритании.