ann14004-ru — Объявление

Сотрудничество ESA/ESO привело к успеху: вычислена траектория первого потенциально опасного околоземного объекта

21 января 2014 г.

Новый этап сотрудничества между Европейским Космическим Агентством ESA (European Space Agency) и ESO успешно начался с совместной кампании по выявлению и исследованию околоземных объектов (Near-Earth Object -- NEO). Астероид 2009 FD числился одним из пяти наиболее потенциально опасных для Земли объектов, однако новые наблюдения с Очень Большим Телескопом ESO (VLT) показали, что в действительности вероятность его столкновения с Землей гораздо ниже [1].

NEO – это астероиды или кометы, которые при движении по своим околосолнечным орбитам могут оказаться очень близко к орбите Земли. В Солнечной системе известно более 600 000 астероидов; более 10 000 из них относятся к классу NEO. Размеры этих астероидов могут составлять от нескольких метров до десятков километров. Некоторые NEO в принципе могут столкнуться с нашей планетой и, в зависимости от своих размеров, нанести немалый ущерб. Хотя вероятность столкновения крупного астероида с Землей очень мала, такое событие может оказаться катастрофическим – вызвать огромные разрушения и гибель множества живых существ.

Новый этап сотрудничества между ESA и ESO начался благодаря деятельности Организации Объединенных Наций и ее Комитета по мирному использованию космического пространства (UNCOPUOS). Интерес к глобальным действиям по предотвращению метеоритной угрозы снова возник после падения Челябинского метеорита в феврале прошлого года в России. В числе рекомендаций по международным мерам защиты от опасности столкновения с NEO, разработанных «Группой действия» (Action Team) при UNCOPUOS, в которую входит и ESO, – формирование Международной сети предупреждения об астероидной опасности (International Asteroid Warning Network), одобренное Генеральной Ассамблеей ООН в октябре 2013 г.

Уникальное оборудование ESO, позволяющее наблюдать очень слабые (и тем не менее опасные!) NEO, незаменимо в работе, проводимой ESA по выявлению и определению траекторий этих объектов. Новые наблюдения астероида 2009 FD, выполненные с 8.2-метровым Очень Большим Телескопом на Серро Паранал в Чили, позволили провести высокоточные позиционные измерения астероида. Эти данные отправлены в Центр малых планет МАС (IAU Minor Planet Center), официальный центр сбора наблюдательной информации о малых планетах. Как с европейской системой NEODyS, так и с американской JPL-based Sentry system на основании этих измерений определена орбита астероида и дан прогноз его взаимодействия с Землей.

Сектор NEO при Отделении срочного оповещения о ситуации в космосе (Space Situational Awareness) ESA призван координировать и обобщать информацию из разных источников, анализировать ее и предсказывать возможность столкновения небесного тела с Землей, а также разрабатывать меры по нейтрализации опасности, например, отклонять траекторию угрожающего астероида.

Успех наблюдений 2009 FD показывает, что при необходимости использование такого крупного телескопа, как VLT, предоставляет Координационному центру NEO (NEO Coordination Centre) уникальную возможность получать высокоточные позиционные наблюдения очень слабого объекта [2].

[1] Значение опасности столкновения по шкале Палермо упало почти на порядок, с -1.8 до -2.6 в логарифмическом масштабе. Вычисления показывают, что остается малая вероятность столкновения между 2185 и 2198 г.

[2] До видимой звездной величины 26.5.

More information

Наблюдения выполнены группой сотрудников обсерватории Паранал, в том числе Оливье Эно (Olivier Hainaut, ESO), Детлефом Кошни (Detlef Koschny, ESA) и Марко Мичели (Marco Micheli, NEOCC, ESA/Serco).