Выберите язык:

ann14018-ru — Объявление

ESO остается самой продуктивной в мире наземной астрономической обсерваторией

14 марта 2014 г.

Подсчет количества опубликованных в 2013 году рецензируемых научных статей, в которых используются данные, полученные на телескопах и аппаратуре ESO, показывает, что ESO остается самой продуктивной наземной обсерваторией в мире. В прошлом году на основе наблюдений с инструментами ESO астрономы  опубликовали 840 реферируемых работ. Это число осталось немного выше, чем даже количество статей, опубликованных на материале данных, полученных с Космическим телескопом Хаббла NASA/ESA.

Примерно в 70% всех работ, выпущенных на материалах ESO в 2013 году, использовались данные, полученные на Очень Большом Телескопе (VLT) или на VLT Интерферометре. Из статей, сделанных на материалах VLT, наибольшее число по-прежнему приходится на те, данные для которых получены с приемниками FORS2 и UVES. Вклад инструмента X-shooter в число публикаций резко увеличился – в период с 2010 по 2013 год с этом приемником выполнено почти 170 работ.

Другие инструменты обсерваторий Ла Силья и Паранал, в том числе широкоугольный телескоп VISTA на Паранале и многочисленные инструменты на Ла Силья, также увеличили свой вклад в продукцию ESO по сравнению с предыдущим годом. На Ла Силья самым продуктивным приемником остается HARPS. По данным, полученным на Ла Силья, написано более 270 статей, почти столько же, сколько производится на следующих по продуктивности после ESO наземных обсерваториях.

Телескоп APEX (Atacama Pathfinder Experiment telescope), совместный проект Института радиоастрономии Макси Планка (MPIfR, 50%), Космической обсерватории Онсала (OSO, 23%) и ESO (27%), эксплуатируемый ESO на плато Чахнантор в высокогорной чилийской пустыне Атакама, несколько увеличил свою долю в публикациях ESO.

13 марта 2013 года состоялось официальное открытие телескопа ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array), ознаменовавшее его переход из стадии строящегося инструмента к действующей обсерватории. Количество рецензируемых статей, выполненных на полученных с ALMA материалах, с 2012 года выросло более, чем вдвое, что является результатом массовой публикации данных предварительных наблюдений (Early Science phase) с этим телескопом [1].

Способы подсчета публикаций на различных обсерваториях отличаются друг от друга, такие оценки всегда лишь приблизительно отражают действительность. Однако, так или иначе, ESO уже седьмой год подряд значительно опережает по числу работ все остальные наземные обсерватории и даже держится немного впереди Космического телескопа Хаббла NASA/ESA, что, безусловно, свидетельствует о важнейшем вкладе ESO в мировые астрономические исследования. При этом надо помнить, что статистика публикаций дает лишь представление о том, как отдельные обсерватории используют наблюдательные данные для получения научных результатов, но не о влиянии всей астрономической науки в целом.

Приведенные цифры взяты из ежегодного обзора Basic ESO Publication Statistics, опубликованного в ESO’s Library и подсчитаны на основе базы данных ESO Telescope Bibliography (telbib), в которой содержатся реферируемые публикации на материалах ESO [2]. В ESO непрерывно ведется тщательный учет всех реферируемых статей, написанных с использованием данных, полученных в Обсерватории, и базу данных telbib можно считать полной.

Интерактивное графическое представление приведенной статистики также можно найти онлайн. Графики представляют общий контент базы данных telbib, содержащей сведения о публикациях с 1996 г. по настоящее время. Их можно использовать для исследования динамики количества научных публикаций, выполненных с инструментами ESO, анализа использования архивных данных и подсчета среднего количества авторов и программ ESO, приходящихся на одну статью.

[1] В 2013 году появилось в общей сложности 65 статей, использовавших данные телескопа ALMA, однако 25 из них были написаны на материале, полученном вне наблюдательного времени, выделенного для астрономов из Европы, и потому в данную статистику они не включены. Тот же подход использовался и при подсчете статей, написанных на материалах других телескопов.

[2] По связанным с ESO ключевым словам регулярно просматриваются следующие журналы: A&A, A&ARv, AJ, ApJ, ApJS, AN, ARA&A, EM&P, ExA, Icarus, MNRAS, Nature, NewA, NewAR, PASJ, PASP, P&SS и Science. Новые записи поступают в базу данных примерно спустя три недели после их появления с окончательным библиотечным кодом в NASA ADS Abstract Service.