ann14041-ru — Объявление

Программное обеспечение для ESO разработано в Австрии

30 мая 2014 г.

Две группы специалистов из Австрии разработали программное обеспечение, которое должно существенно усовершенствовать наши традиционные методики. Эта работа представляет собой дополнительный вклад Австрии как страны-участницы ESO в деятельность Обсерватории.

Группа из Университета Инсбрука [1] разработала алгоритмы и программы коррекции за влияние атмосферы, а коллектив астрономов и математиков из Венского университета [2] предложил программное обеспечение для автоматического комбинирования данных индивидуальных астрономических наблюдений и создания результирующих мозаичных продуктов.

Новый подход к атмосферной коррекции основан на моделировании и корректировании влияния земной атмосферы на наблюдательные данные, получаемые с наземными телескопами. Эта методика позволяет экономить ценное наблюдательное время и получать весьма высокую точность коррекции, что обеспечит более эффективное использование  Очень Большого Телескопа ESO (VLT).

Стефан Кимесвенгер (Stefan Kimeswenger) из Университета Инсбрука говорит: “Мы уверены, что наши программы значительно облегчат ежедневную научную работу астрономов, ведущих наблюдения на телескопах, а качество получаемых научных результатов существенно вырастет”.

До сих пор астрономы традиционно делали дополнительные наблюдения для того, чтобы измерить влияние земной атмосферы и впоследствии внести в свои основные наблюдения соответствующие коррекции. Такой подход, однако, связан с дополнительными затратами наблюдательного времени и его применение ограничено степенью переменности атмосферы. Новые пакеты программ для атмосферной коррекции стали доступны астрономам в апреле 2014 года. Полная модель атмосферы, лежащая в основе этих программ, также доступна для специалистов ESO по сетевым каналам.

Второй новый программный продукт, разработанный группой из Вены, способен объединять много индивидуальных изображений, полученных с инструментами ESO, в мозаичной форме. Эта методика может использоваться для составления комбинированных изображений, полученных с оптическими и инфракрасными приемниками ESO.

Комментарий Вернера Зайлингера (Werner Zeilinger) из Венского университета: “Новое программное обеспечение поможет астрономам получать мозаичные данные с высокой степенью автоматизации, что значительно повысит эффективность процесса обработки данных”.

Еще одна группа из Университета в Линце завершила этап предварительной разработки сверхбыстродействующих алгоритмов адаптивной оптики для будущего Европейского Сверхкрупного Телескопа ESO (E-ELT).

[1] Продукт разработан Институтом Астрофизики и физики частиц (Institute for Astro- and Particle Physics) при Инсбрукском университете.

[2] Программные модули для пакета Multi-OB Image Mosaicing Pipeline разработаны на Отделении астрофизики и в Группе численного гармонического анализа при факультете математики Венского университета.