ann14059-ru — Объявление

Телескоп ALMA наводится на Плутон, чтобы помочь в управлении космическим кораблем New Horizons

6 августа 2014 г.

Астрономы используют Atacama Large Millimeter/submillimeter Array (ALMA) для высокоточных измерений положения и параметров орбиты Плутона. Цель этих измерений -- помочь космическому кораблю NASA «Новые горизонты» (New Horizons) точнее выйти на цель, когда он в июле 2015 года приблизится к Плутону и его пяти известным спутникам.

Несмотря на то, что Плутон наблюдается в земные и космические телескопы в течение десятилетий, астрономы все еще уточняют параметры его околосолнечной орбиты. Эта затянувшаяся неопределенность объясняется огромным расстоянием Плутона от Солнца – примерно в 40 раз большим, чем расстояние от Солнца до Земли – и тем, что за все время наблюдений Плутона с Земли он прошел всего около трети длины своей орбиты. Карликовая планета Плутон была открыта в 1930 году, а полный оборот вокруг Солнца она совершает за 248 земных лет.

“При столь ограниченных наблюдательных данных наши определения положения Плутона могут расходиться с реальным на несколько тысяч километров, и эта неточность ограничивает наши возможности при расчетах маневрирования космического корабля New Horizons при подлете к цели”, --говорит Хэл Уивер, участник проекта New Horizons, научный сотрудник Лаборатории прикладной физики Университета Джонса Хопкинса в Лореле (Мэриленд, США).

Для расчета параметров первой плановой коррекции курса космического корабля, проведенной в июле, исследовательская группа проекта The New Horizons использовала позиционные данные, полученные на телескопе ALMA, и объединила их с заново проанализированными измерениями, выполненными в видимой области спектра с момента открытия Плутона до настоящего времени.

Чтобы провести вычисления с необходимой точностью, астрономы должны определить положение Плутона относительно самых удаленных (и вследствие этого, самых стабильных) опорных точек, задающих систему отсчета небесных координат. Отыскание на небе таких точек отсчета (reference point) само по себе является сложнейшей астрономической задачей. Как правило, при координатных измерениях с оптическими телескопами в качестве опорных точек выбираются удаленные звезды, которые вследствие большого расстояния до них за много лет лишь незначительно меняют свое видимое положение на небе (как говорят астрономы, имеют малые собственные движения). Однако, чтобы корабль New Horizons не промахнулся мимо цели своего путешествия – Плутона, требуется еще большая точность определения координат.

Самыми далекими и имеющими самые устойчивые положения объектами на небе являются квазары — галактики с ядрами огромной светимости. Однако, для оптических телескопов квазары выглядят слишком слабыми, а для слабых объектов трудно выполнить точные позиционные измерения. А вот в радиодиапазоне, и особенно на миллиметровых длинах волн, в спектральной области, в которой работает ALMA, они излучают гораздо ярче – это связано с наличием в них сверхмассивных черных дыр и с обилием пыли.

“Астрометрические наблюдения на телескопе ALMA яркого квазара J1911-2006 имеют целью вдвое уменьшить неопределенность вычисленного нами положения Плутона”, -- сказал Эд Фомалонт (Ed Fomalont), астроном из Национальной радиоастрономической обсерватории в Шарлоттесвилле, штат Вирджиния, работающий сейчас в Центре технической поддержки ALMA (ALMA’s Operations Support Facility) в Чили.

Телескоп ALMA способен принимать радиоизлучение от холодных (около -230о C) поверхностей Плутона и Харона.

Исследовательская группа впервые наблюдала эти ледяные миры в ноябре 2013, и потом еще трижды в 2014 году – однажды в апреле и дважды в июле. Следующие наблюдения намечены на октябрь.

“Мы в восторге от тех уникальных возможностей, которые предоставляет нам ALMA, чтобы мы могли выполнить нашу миссию – исследовать систему Плутона”, -- говорит главный исследователь Алан Стерн (Alan Stern) из Юго-Западного научно-исследовательского института (Боулдер, штат Колорадо). “Мы благодарны всему коллективу ALMA за поддержку и прекрасного качества данные, которые мы с их помощью собрали для New Horizons.”

More Information

The Atacama Large Millimeter/submillimeter Array (ALMA), an international astronomy facility, is a partnership of Europe, North America and East Asia in cooperation with the Republic of Chile. ALMA is funded in Europe by the European Southern Observatory (ESO), in North America by the U.S. National Science Foundation (NSF) in cooperation with the National Research Council of Canada (NRC) and the National Science Council of Taiwan (NSC) and in East Asia by the National Institutes of Natural Sciences (NINS) of Japan in cooperation with the Academia Sinica (AS) in Taiwan. ALMA construction and operations are led on behalf of Europe by ESO, on behalf of North America by the National Radio Astronomy Observatory (NRAO), which is managed by Associated Universities, Inc. (AUI) and on behalf of East Asia by the National Astronomical Observatory of Japan (NAOJ). The Joint ALMA Observatory (JAO) provides the unified leadership and management of the construction, commissioning and operation of ALMA.