ann15014-ru — Объявление

ESO остается самой продуктивной наземной астрономической обсерваторией в мире

5 марта 2015 г.

Обзор количества реферируемых научных статей, опубликованных за 2014 год, в которых используются данные, полученные с телескопами и приемниками ESO, показал, что ESO остается самой производительной наземной астрономической обсерваторией в мире. Наблюдательные данные, полученные в ESO, позволили за прошлый год опубликовать 864 реферируемые работы – столько же, сколько в рекордном 2012 году. Число статей, опубликованных по наблюдательным данным ESO, в 2014 году осталось немного выше, чем количество работ, опубликованных на основе наблюдений с Космическим телескопом Хаббла NASA/ESA.

Примерно 65% всех статей ESO в 2014 году написано на основе наблюдений на Очень Большом Телескопе (VLT) или на VLT Интерферометре. Самыми производительными по количеству работ из приемников VLT являются UVES и FORS2; VIMOS теперь занимает третье место. Резко выросло число статей на материалах, полученных с приемниками GIRAFFE и SINFONI.

бзорный телескоп VISTA на Паранале обеспечил данные для почти вдвое большего числа статей, чем было опубликовано в  2013 г. Выросло число публикаций и с материалами приемников FEROS, SOFI и WFI, а HARPS остается самым продуктивным приемником на Ла Силья. В целом по данным, полученным на Ла Силья, написано более 260 статей.

Общее количество статей, базирующихся на данных, полученных в наблюдательные слоты европейских стран на ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) существенно выросло и достигло к концу 2014 года 104.

Телескоп APEX (Atacama Pathfinder Experiment), эксплуатируемый ESO на плато Чахнантор в чилийской пустыне Атакама, продукт сотрудничества между Институтом радиоастрономии Макса Планка, Космической обсерватории Онсала и ESO, дал за прошлый год несколько большее, чем в предыдущий год, число публикаций ESO, причем более половины из всех опубликованных статей были основаны на материале, полученном в наблюдательное время ESO.

Методы получения этих цифр несколько отличаются для разных обсерваторий, поэтому не всегда их можно сравнивать с достаточной точностью. Однако, ESO продолжает в большим отрывом обгонять любую наземную обсерваторию и остается немного впереди Космического телескопа (NASA/ESA Hubble Space Telescope). Это свидетельствует о ведущем вкладе ESO в астрономические исследования. Необходимо заметить, что статистика публикаций позволяет представить себе, сколько научных результатов получается на основании данных, полученных в той или иной обсерватории, но не отражает влияния, которое эти результаты оказывают на развитие науки.

Цифры опубликованы в ежегодном выпуске Basic ESO Publication Statistics [1], издаваемом ESO’s Library. Количественные оценки получены с применением методик ESO Telescope Bibliography (telbib), базы данных реферируемых публикаций, выполненных с использованием данных ESO [2]. ESO тщательно отслеживает и идентифицирует все реферируемые статьи, использующие данные ESO, поэтому можно считать, что база telbib является полной.

Интерактивные статистические графики доступны также онлайн. На диаграммах отражен общий контент базы данных telbib [3], содержащий публикации с 1996 года по настоящее время. Эти данные можно использовать для изучения многих аспектов истории публикаций.

[1] Basic ESO Publication Statistics