ann15015-ru — Объявление

Первые наблюдения на ALMA в режиме интерферометрии со сверхдлинной базой (VLBI)

5 марта 2015 г.

Гигантская собирающая площадь и огромная чувствительность телескопа ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) были с успехом использованы в комбинации со столь же выдающимися параметрами инструмента APEX (Atacama Pathfinder Experiment) в режиме интерферометрии со сверхдлинной базой (VLBI). В результате получился новый единый инструмент с уникальными характеристиками.

Чем больше апертура телескопа, тем более четкие изображения он может строить. С другой стороны, техника интерферометрии позволяет объединять несколько отдельных телескопов в единый инструмент, размер апертуры которого соответствует расстоянию между этими телескопами, называемому базой интерферометра. В технике VLBI комбинируются сигналы, одновременно получаемые двумя независимыми телескопами, которые находятся в различных географических точках на Земле. Образующийся в результате этого виртуальный единый телескоп может рассматриваться как инструмент с апертурой, равной расстоянию между этими точками — потенциально она может равняться диаметру Земли. Разрешающая способность такого телескопа огромна.

Необходимым промежуточным шагом к построению такого глобального интерферометра является тестирование этой техники на более короткой базе. 13 января 2015 г. решетка телескопов ALMA и расположенный недалеко от нее телескоп APEX провели одновременные наблюдения квазара 0522-364. Этот отдаленный объект был выбран для первых наблюдений по этому методу благодаря своей высокой яркости в радиодиапазоне.

Чтобы обеспечить полную синхронизацию работы телескопов, на ALMA использовались только что установленные исключительно точные атомные часы, с помощью которых проводилась калибровка получаемых данных. Точное измерение времени является существенным моментом метода VLBI, так как позволяет с большой точностью синхронизовать сигналы, получаемые в разных географических точках, и впоследствии правильно их сложить. Только что законченный анализ полученных данных подтвердил, что система работала правильно и что точность атомных часов ALMA достаточна для проведения наблюдений в технике VLBI.

Первые успешные наблюдения по методу VLBI с участием телескопа ALMA, в которых использовалась база длиной 2.1 км, стали принципиальным тестированием концепции планируемого Телескопа Горизонта Событий (Event Horizon Telescope), который в конечном итоге должен объединить в единую глобальную сеть все наземные телескопы, работающие на миллиметровых волнах. Когда построение такой сети (в которой ALMA будет самым крупным и наиболее чувствительным элементом) будет завершено, размеры Телескопа Горизонта Событий будут сравнимы с размерами Земли, а его разрешающая сила будет достаточной, чтобы разглядеть детали в ближайшей окрестности сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути.

Эта работа только что выполнена группой специалистов, в которую входили сотрудники ALMA Phasing Project (APP), Объединенной обсерватории ALMA (JAO), Смитсонианской астрофизической обсерватории и телескопа APEX.

Атакамская Большая Миллиметровая / субмиллиметровая решетка ALMA (The Atacama Large Millimeter/submillimeter Array), международный астрономический инструмент, является результатом партнерства ESO, Национального научного фонда США NSF (U.S. National Science Foundation) и Национального института естественных наук Японии NINS (National Institutes of Natural Sciences) в кооперации с Республикой Чили. Работа обсерватории ALMA финансируется ESO (представляющей объединенные интересы своих стран-участниц), Фондом NSF совместно с Национальным советом по научным исследованиям Канады NRC (National Research Council) и Национальным советом по науке Тайваня NSC (National Science Council), а также NINS в кооперации с тайваньской Academia Sinica (AS) и Корейским институтом астрономии и космических исследований KASI (Korea Astronomy and Space Science Institute). Строительство и эксплуатация телескопа ALMA осуществляются: от Европы, ESO, представляющей интересы своих стран-участниц; от Северной Америки, Национальной радиоастрономической обсерваторией США NRAO (National Radio Astronomy Observatory) под управлением компании Associated Universities, Inc. (AUI); от Восточной Азии, Национальной астрономической обсерваторией Японии NAOJ (National Astronomical Observatory of Japan). Общее управление строительством, приемо-сдаточными испытаниями и эксплуатацией ALMA осуществляется в рамках Объединенной обсерватории ALMA (The Joint ALMA Observatory -- JAO).

APEX является продуктом сотрудничества Института радиоастрономии Макса Планка MPIfR (50%), Космической обсерватории Онсала OSO (23%) и ESO (27%). Телескопа эксплуатируется ESO.