ann15061-ru — Объявление

На Паранал доставлен новый мощный инструмент для исследования черных дыр

Закончены сборка и испытания приемника VLTI GRAVITY

11 августа 2015 г.

Новый инструмент GRAVITY доставлен в Чили. В обсерватории Паранал успешно проведена его сборка и испытания. GRAVITY – приемник второго поколения для интерферометра VLT -- позволит измерять положения и движения астрономических объектов гораздо точнее, чем это возможно сейчас. Кроме того, GRAVITY станет мощным средством исследования тонкой структуры слабых объектов. Он может работать и в режиме спектрометра.

21 июля 2015 года в Паранале на GRAVITY получены первые интерферограммы с тестовым источником света. Они удостоверили, что приемник сохранил те технические параметры, которые были измерены в Гархинге перед его отгрузкой в Чили.

Приемник GRAVITY был разработан в Институте внеземной физики Макса Планка (Max Planck Institute for Extraterrestrial Physics) в Гархинге (Германия) при участии еще шести европейских институтов, а также ESO. Он сможет анализировать световые потоки в ближней инфракрасной области спектра, собираемые каждым из четырех базовых «юнитов» VLT (Unit Telescopes) или Вспомогательными телескопами.

Новый инструмент значительно повысит способность Очень Большого Телескопа ESO (VLT) исследовать область вблизи черной дыры, находящейся в центре Млечного Пути. Физические характеристики этого гигантского объекта с массой в четыре миллиона Солнц будут, а также близкой к нему области пространства, где действует невероятно сильное притяжение черной дыры, будут теперь установлены с гораздо большей точностью. Астрономы будут с помощью GRAVITY исследовать природу вспышек, происходящих в окрестности черной дыры, измерят скорость и ориентацию ее вращения. Планируются и эксперименты по проверке предсказаний общей теории относительности Эйнштейна в этих экстремальных условиях.

С инструментом GRAVITY предполагается регистрировать и черные дыры меньшего масштаба в звездных скоплениях. Пока такие объекты не найдены. Есть и множество других областей, в которых пригодится новый приемник: изучение двойных звезд, молодых звездных объектов, поиски экзопланет.

GRAVITY позволит до предела использовать технические возможности интерферометрии. Относительные положения двух астрономических объектов можно будет с новым приемником измерить с точностью до 10 микросекунд дуги. В переводе на язык человеческих масштабов это эквивалентно способности измерить рост волоса за одну секунду с расстояния 100 метров. Инструмент сможет также получать очень подробные изображения более слабых объектов, чем те, которые наблюдаются на VLTI сейчас.

Установка приемника GRAVITY на телескоп VLT и его тестирование на астрономических объектах будут проведены до конца года.