ann15097-ru — Объявление

Подписано трехстороннее соглашение по ALMA

18 декабря 2015 г.

15 декабря 2015 года в Токио, Япония, подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между ESO, Национальным Научным Фондом Франции (NSF) и Национальной Академией естественных наук (NINS) Японии.  Все три международных партнера ставят своей целью обеспечить дальнейший прогресс субмиллиметровой обсерватории на плато Чахнантор в Северном Чили. Новое соглашение будет определять основные направления деятельности телескопа ALMA в течение ближайших тридцати лет.

Тим де Зеу (Tim de Zeeuw), Генеральный директор ESO, Кацухико Сато (Katsuhiko Sato), Президент NINS и Ф. Флеминг Крим (F. Fleming Crim), заместитель Директора NSF, представляющий Директора NSF Франс Кордова (France Córdova), подписали трехстороннее соглашение по ALMA в присутствии других представителей ESO, Национальной астрономической обсерватории Японии (NAOJ) и NSF.

Строительство и первые наблюдения на ALMA проводились в рамках соглашений, подписанных в 2003 и 2004 гг. Инаугурационная церемония, состоявшаяся в 2013 г. (eso1312), отметила начало деятельности полноценной самостоятельной обсерватории ALMA. С тех пор поток новых открытий и ключевых работ обсерватории не иссякал (eso1549eso1436eso1344).

Строительство ALMA началось как двусторонний проект NSF и ESO, к которому позже присоединилась Япония, о чем было подписано дополнительное трехстороннее соглашение. Это был ключевой шаг, превративший ALMA в качественно новый международный инструмент. Этот шаг укрепил международное сотрудничество в рамках проекта и обогатил научное сообщество и мировую культуру”, -- сказал Тим де Зеу. “Новое трехстороннее соглашение также играет жизненно важную роль в цементировании этого успешного международного проекта и его долговечность”.

После церемонии подписания соглашения Маса Хаяши (Masa Hayashi), Генеральный директор NAOJ, провел для делегатов ESO и NSF экскурсию по штаб-квартире NAOJ. Они осмотрели «Театр 4D2U», Музей истории NAOJ, детектор гравитационных волн TAMA300 и Центр передовых технологий NAOJ.

Подписание нового соглашения знаменует крепнущее доверие и сотрудничество между ESO, NSF и NINS в эпоху, когда телескоп ALMA переходит от этапа строительства к стадии полноценных научных операций, которая будет продолжаться ближайшие три десятилетия.

Атакамская Большая Миллиметровая / субмиллиметровая решетка ALMA (The Atacama Large Millimeter/submillimeter Array), международный астрономический инструмент – совместный проект ESO, Национального научного фонда США NSF (U.S. National Science Foundation) и Национального института естественных наук Японии NINS (National Institutes of Natural Sciences) в кооперации с Республикой Чили. Работа обсерватории ALMA финансируется ESO (представляющей объединенные интересы своих стран-участниц), Фондом NSF совместно с Национальным советом по научным исследованиям Канады NRC (National Research Council) и Национальным советом по науке Тайваня NSC (National Science Council), а также NINS в кооперации с тайваньской Academia Sinica (AS) и Корейским институтом астрономии и космических исследований KASI (Korea Astronomy and Space Science Institute).

Строительство и эксплуатация телескопа ALMA осуществляются: ESO, представляющей интересы своих стран-участниц; Национальной радиоастрономической обсерваторией США NRAO (National Radio Astronomy Observatory) под управлением компании Associated Universities, Inc. (AUI), представляющей Северную Америку; Национальной астрономической обсерваторией Японии NAOJ (National Astronomical Observatory of Japan), представляющей Восточную Азию. Общее управление строительством, тестированием и эксплуатацией ALMA осуществляется в рамках Объединенной обсерватории ALMA (The Joint ALMA Observatory -- JAO).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два широкоугольных телескопа с большим полем зрения: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный для обзоров неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».