ann16073-ru — Объявление

ESPRESSO: свет в конце туннеля

Сделан первый шаг к созданию нового спектрографа высокого разрешения для телескопа VLT

17 октября 2016 г.

Впервые свет звезды, собранный одним из Основных телескопов (UT), входящих в комплекс Очень Большого Телескопа ESO (VLT) был успешно передан по 60-метровому туннелю в новый фокус, находящийся в подземной лаборатории под платформой VLT. Когда система будет полностью функционировать, в эту точку будет поступать свет от всех четырех «юнитов» UT. Здесь в 2017 году будет установлен спектрограф высокого разрешения ESPRESSO (Echelle SPectrograph for Rocky Exoplanet and Stable Spectroscopic Observations), который будет анализировать комбинированный световой сигнал от телескопов комплекса. В результате четыре UT, каждый из которых имеет диаметр главного зеркала 8 метров, образуют единый инструмент, светособирающая сила которого будет эквивалентна телескопу с диаметром зеркала 16 м. ESPRESSO можно будет использовать и с одним «юнитом».

Для того, чтобы направить свет от телескопа в новый фокус, португальскими партнерами консорциума ESPRESSO спроектирована и установлена новая весьма сложная оптическая система. Качество изображения в точке сходимости оказалось великолепным и полностью удовлетворяющим строгим требованиям, накладываемым научными задачами нового инструмента.

Сделан очень значительный и успешный первый шаг в осуществлении сложнейшего проекта ESPRESSO, шаг, увенчавший усилия коллектива инженеров и астрономов, работающих над проектом. Успех этот дает твердую уверенность в том, что заданные выходные параметры приемника ESPRESSO будут реализованы. В ближайшие месяцы остальные три UT тоже будут связаны с новым фокусом, после чего будет выполнена установка самого инструмента ESPRESSO и начнутся наблюдения с ним.

Спектрограф ESPRESSO разрабатывается Консорциумом ESPRESSO на протяжении последних шести лет. Проект развивает успех инструмента HARPS, работающего на 3.6-метровом телескопе ESO в обсерватории Ла Силья, и имеет целью начать работы по спектроскопии высокого разрешения на VLT. Высокая чувствительность ESPRESSO сделает его незаменимым в поисках каменистых землеподобных планет у далеких звезд. Он также сыграет свою роль в чувствительных измерениях фундаментальных физических постоянных Вселенной, в определении их изменений со временем, в детальном исследовании химического состава звезд в удаленных галактиках.

В Консорциум ESPRESSO входят: Женевский университет (Швейцария), Бернский университет (Швейцария); Итальянский национальный институт астрофизики (INAF) (Триест, Италия); INAF – Астрономическая обсерватория Бреры (Италия); Институт астрофизики на Канарах (Испания); Университет Порто (Португалия); Лиссабонский Университет (Португалия) и ESO.