eso1201ru — Фото-релиз

Дымчато-розовое ядро Туманности Омега

4 января 2012 г.

Новый образ Туманности Омега, запечатленный Очень Большим Телескопом ESO (VLT), – одно из самых детальных изображений этого объекта, когда-либо полученных с Земли. На нем видны розоватые запыленные центральные области этих знаменитых «звездных яслей» и великолепные детали космического пейзажа, состоящего из газовых облаков, пыли и новорожденных звезд.

Разноцветный газ и темная пыль в Туманности Омега служат сырьем для нового поколения звезд. В этой части туманности ослепительно яркие, сияющие бело-голубым светом новорожденные звезды освещают всю картину. На фоне светящегося газа рельефно выделяются дымчатые пылевые ленты. Преобладающий красноватый цвет этой облачной части туманности принадлежит газообразному водороду, светящемуся под воздействием интенсивного ультрафиолетового излучения горячих молодых звезд.

У Туманности Омега много других имен, в зависимости от того, кто и когда ее наблюдал, и что наблюдатель при этом в ней видел. Среди этих имен Туманность Лебедь, Туманность Подкова, и даже Туманность Лобстер (Омар). Объект также имеет каталожные обозначения Messier 17 (M17) и NGC 6618. Туманность находится на расстоянии примерно 6500 световых лет от Земли в созвездии Стрельца (Sagittarius). Популярный объект астрономических наблюдений, это ярко освещенное газо-пылевое поле считается одним из самых молодых и активных «инкубаторов» массивных звезд в Млечном Пути.

Данное изображение получено с приемником FORS (FOcal Reducer and Spectrograph) на Анту, одном из четырех Базовых Телескопов VLT. Не только гигантский телескоп, но и исключительно спокойная атмосфера во время наблюдений (несмотря на некоторую облачность), сделали возможной исключительную четкость изображения [1]. В результате новый снимок представляет собой одно из наиболее детальных изображений этой части Туманности Омега, когда-либо полученных с поверхности Земли. Также это изображение является одним из первых, полученных в рамках программы «Космические Сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems) [2].

[1] "Сиинг" (этим термином астрономы называют параметр, учитывающий искажающее влияние земной атмосферы) в ночь наблюдений был очень хорошим. Обычной мерой сиинга является видимый угловой диаметр звезды, наблюдаемой в телескоп. В данном случае, мера сиинга была исключительно благоприятной: 0.45 секунды дуги, что свидетельствовало о малой степени дрожания и мерцания исследуемого объекта.

[2] Программа «Космические сокровища ESO» («The ESO Cosmic Gems programme») -- инициативная программа получения с телескопами ESO изображений интересных, загадочных или визуально привлекательных объектов, для целей образования и общественного просвещения. Чтобы минимизировать ущерб для научных наблюдений, программа использует небольшое количество наблюдательного времени, в сочетании с временем, в течение которого использование телескопов в научных целях невозможно. Все данные, полученные в рамках этой программы, могут также использоваться для научных целей и доступны астрономам в научном архиве ESO.

В 2012 году исполняется 50 лет со дня основания Европейской Южной Обсерватории (ESO). ESO является передовой межправительственной астрономической организацией Европы и самой продуктивной в мире астрономической обсерваторией. В ее работе принимают участие 15 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Чешская Республика, Дания, Франция, Финляндия, Германия, Италия, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария и Объединенное Королевство. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класс а, расположенными в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь, самой совершенной в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, ESO эксплуатирует Очень Большой Телескоп и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим обзорным телескопом в мире, и Обзорный Телескоп VLT, крупнейший телескоп, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером в революционном проекте астрономического телескопа ALMA – величайшем астрономическом проекте в истории. В настоящее время ESO планирует строительство E-ELT – Европейского Сверхкрупного Телескопа 40-метрового класса для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо».