Kids

eso1211ru — Фото-релиз

Выберите язык:

Галактики обнимаются

В телескоп VST видны взаимодействия в молодом скоплении галактик

7 марта 2012 г.

Телескоп VST (VLT Survey Telescope) в обсерватории ESO на горе Параналь в Чили получил великолепное изображение взаимодействующих галактик в скоплении, расположенном в созвездии Геркулеса. Четкость, с которой на полученном за неполных три часа изображении в деталях видны сотни галактик, демонстрирует мощь VST в сочетании с установленной на телескопе крупнейшей камерой OmegaCAM и то, как эффективно эти инструменты позволяют исследовать «ближнюю Вселенную».

Скопление галактик в Геркулесе (известное также как Abell 2151) находится примерно в 500 миллионах световых лет от нас. Оно во многих отношениях не похоже на другие близлежащие группировки галактик: имеет довольно неправильную форму, содержит галактики самых разных типов, в частности, много молодых спиральных галактик, в которых идет интенсивное звездообразование, а вот гигантских эллиптических галактик в нем не видно.

Новый снимок получен с VST, самым последним из новых инструментов обсерватории ESO на горе Параналь в Чили (eso1119). VST – телескоп для обзоров неба, оснащенный приемником OmegaCAM: камерой с полем в 268 мегапикселей, которая позволяет получать изображения очень больших областей неба. Обычно единичный снимок такой области можно получить только с помощью малого телескопа. Но 2.6-метровый VST не только обладает широким полем зрения, но и в полной мере использует великолепные условия, существующие на горе Параналь. В результате за короткое время получаются изображения  весьма высокой четкости и большой проницающей силы.

Пары «обнимающихся» галактик, которые затем сольются в одиночные галактики большего размера, видны по всему полю. Многочисленность этих взаимодействий, а также большое количество богатых газом спиральных галактик, в которых идет интенсивное звездообразование, делают скопление в Геркулесе похожим на скопления молодых галактик, расположенные в более удаленных частях Вселенной [1]. Это сходство наводит астрономов на мысль, что скопление галактик в Геркулесе относительно молодое. Когда-нибудь этот живой и динамичный рой галактик повзрослеет и станет больше похож на окружающие нашу Галактику скопления более зрелого возраста.

Скопления галактик образуются, когда группы галактик сбиваются вместе под действием силы тяготения. По мере того, как группы сближаются друг с другом, скопление становится более компактным и приобретает сферическую форму. Сближаются и сами галактики; многие из них начинают взаимодействовать. Даже если изначально в группах преобладают спиральные галактики, столкновения в конце концов искажают их спиральную структуру и «сдирают» с них газ и пыль; в результате, звездообразование в значительной степени подавляется. По этой причине большинство галактик в скоплении зрелого возраста имеют эллиптическую или неправильную форму. В центре старого скопления галактик обычно находятся одна-две крупных эллиптических галактики, образовавшиеся в результате слияния галактик меньшего размера и богатые старыми звездами.

Считается, что скопление галактик в Геркулесе состоит, по крайней мере, из трех скоплений и групп галактик меньшего размера, которые находятся в процессе объединения в структуру большего масштаба. Но и само это скопление сливается с другими большими скоплениями галактик, образуя сверхскопление. Такие гигантские конгломераты, состоящие из скоплений галактик, относятся к наиболее крупномасштабным структурам во Вселенной. Большое поле зрения и качество изображения, обеспечиваемые камерой  OmegaCAM на телескопе VST, делают этот инструмент идеальным для изучения периферийных частей скоплений галактик, где происходят еще недостаточно исследованные процессы взаимодействия между скоплениями.

На приводимом великолепном изображении видны не только галактики, входящие в скопление в Геркулесе, но и многочисленные слабые и туманные объекты фона – гораздо более далекие галактики. На переднем плане видны и несколько ярко сверкающих «домашних» звезд, принадлежащих нашей Галактике, и даже несколько астероидов, которые, медленно двигаясь по полю в процессе экспозиции, оставили на кадре следы в виде коротких черточек.

[1] Объекты, находящиеся в очень далеких частях Вселенной, мы видим гораздо более молодыми, чем они есть на самом деле, потому что свет от них идет до нас несколько миллиардов лет.

Программа VST является продуктом сотрудничества между INAF–Osservatorio Astronomico di Capodimonte (Неаполь, Италия) и ESO. INAF вместе с ведущими промышленными предприятиями Италии спроектировал и построил телескоп, а ESO координировала размещение телескопа и строительные работы на месте его установки. OmegaCAM, камера VST, была спроектирована и изготовлена консорциумом, образованным учреждениями в Нидерландах, Германии и Италии, при существенном вкладе ESO. Инструмент эксплуатируется ESO, которая также осуществляет архивацию и распространение данных, получаемых с телескопом.

В 2012 году исполняется 50 лет со дня основания Европейской Южной Обсерватории (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущей межгосударственной астрономической организации Европы и самой продуктивной астрономической обсерватории в мире. В ее работе принимают участие 15 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Чешская Республика, Дания, Франция, Финляндия, Германия, Италия, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария и Объединенное Королевство. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь, самой совершенной в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT, (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером в революционном проекте астрономического телескопа ALMA – величайшем астрономическом проекте в истории. В настоящее время ESO планирует строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – Европейского Сверхкрупного Телескопа 40-метрового класса для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо».