eso1212ru — Научный релиз

Особенности питания галактик-подростков

14 марта 2012 г.

Новые наблюдения с Очень Большим Телескопом ESO (VLT) вносят большой вклад в понимание процесса роста галактик «подросткового возраста». При составлении самого большого из существующих обзоров этого типа объектов астрономы обнаружили, что галактики изменили свои «особенности питания» за время своего «отрочества» - от 3 до 5 миллиардов лет после Большого Взрыва. В начале этой фазы их любимым «кушаньем» был однородный поток газа, но позже галактики в основном росли за счет каннибализма – поедая другие, меньшие по размеру галактики.

Астрономы недавно узнали, что первые галактики были гораздо меньше, чем гигантские спиральные и эллиптические галактики, которыми теперь наполнена Вселенная. За время существования космоса галактики изрядно прибавили в весе, но их «пищевой рацион», как и их «особенности питания», все еще загадка. Новый обзор тщательно отобранных галактик сфокусирован на их «подростковом» возрасте — приблизительно от 3 до 5 миллиардов лет после Большого Взрыва.

Используя новейшее оборудование телескопа ESO VLT, международная группа исследователей пытается разобраться, что на самом деле происходило с этими галактиками. Потратив более сотни часов наблюдательного времени, ученые собрали самый большой на сегодняшний день массив детальных наблюдений богатых газом галактик на этой ранней стадии их развития [1].

Есть два конкурирующих пути роста галактик: бурные процессы слияния, в ходе которых более крупные галактики «поедают» менее крупные, или более спокойное и продолжительное»натекание» газа на галактики. Оба процесса могут приводить к образованию большого количества звезд”, -- объясняет руководитель работы Тьерри Контини (Thierry Contini, IRAP, Тулуза, Франция),.

Новые результаты указывают на то, что когда Вселенной было от 3 до 5 миллиардов лет, в эволюции галактик произошли значительные изменения. В очень молодой Вселенной, по-видимому, основным фактором роста галактик были стационарные потоки газа (eso1040) , а позже более важными стали слияния галактик.

Чтобы понять, как галактики росли и развивались, мы должны рассмотреть их с максимально возможной степенью подробности. Прибор SINFONI на ESO VLT – один из самых мощных инструментов в мире для анализа молодых удаленных галактик. Он для нас то же, что микроскоп для биолога”, -- добавляет Тьерри Контини.

Далекие галактики, которым посвящен обзор, видны как крошечные тусклые комочки света на небе, но высокое качество изображения, получаемое при использовании VLT с приемником SINFONI [2] означает, что астрономы могут даже составлять карты движений разных частей этих галактик и определять их состав. При этом обнаружились неожиданные вещи.

Для меня самым большим сюрпризом стало открытие большого числа галактик, в которых газ не принимает участия в их вращении. Таких галактик в окружающей нас части Вселенной мы не видим. Этого не предсказывает  ни одна из существующих теорий”, -- говорит Бенуа Эпина (Benoît Epinat), другой член группы.

Вдобавок, мы не ожидали, что так много молодых галактик в нашем обзоре не обнаруживают концентрации тяжелых элементов в своих внешних частях — у современных нам галактик мы видим как раз обратное”, -- добавляет Тьерри Контини.

Группа только начинает исследовать свой богатый массив наблюдений. Ученые планируют наблюдать эти галактики с приемниками, которые в будущем появятся на VLT, а также изучить холодный газ в этих объектах с телескопом ALMA. И, конечно, проектируемый телескоп E-ELT (European Extremely Large Telescope) будет идеально оснащен для того, чтобы распространить эти исследования еще дальше вглубь Вселенной.

[1] Обзор называется MASSIV: Mass Assembly Survey with SINFONI in VVDS. VVDS – название обзора VIMOS-VLT Deep Survey. Аббревиатура VIMOS означает VIsible imaging Multi-Object Spectrograph: это мощная камера-спектрограф на VLT, которая использовалась для поиска галактик обзора MASSIV, измерения расстояний до них, и других параметров.

[2] SINFONI -- Spectrograph for INtegral Field Observations in the Near Infrared, приемник телескопа VLT, который использовался при составлении обзора MASSIV. SINFONI – спектрограф широкого поля для ближней ИК-области (1.1-2.45 мк), в котором используется адаптивная оптика для улучшения качества изображения.

Описание обзора MASSIV представлено в виде четырех статей, которые должны появиться в журнале Astronomy & Astrophysics.

Состав группы: T. Contini (Institut de Recherche en Astrophysique et Planétologie [IRAP], CNRS & Université de Toulouse, France), B. Epinat (Laboratoire d'Astrophysique de Marseille, CNRS & Université d'Aix-Marseille, France [LAM]), D. Vergani (Istituto di Astrofisica Spaziale e Fisica Cosmica-INAF, Bologna, Italy [IASF BO-INAF]), J. Queyrel (IRAP), L. Tasca (LAM), B. Garilli (Istituto di Astrofisica Spaziale e Fisica Cosmica-INAF, Milan, Italy [IASF MI-INAF]), O. Le Fevre (LAM), M. Kissler-Patig (ESO), P. Amram (LAM), J. Moultaka (IRAP), L. Paioro (IASF MI-INAF), L. Tresse (LAM), C. López-Sanjuan (LAM), E. Perez-Montero (Instituto de Astrofísica de Andalucía, Granada, Spain), C. Divoy (IRAP) and V. Perret (LAM).

В 2012 году исполняется 50 лет со дня основания Европейской Южной Обсерватории (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущей межгосударственной астрономической организации Европы и самой продуктивной астрономической обсерватории в мире. В ее работе принимают участие 15 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Чешская Республика, Дания, Франция, Финляндия, Германия, Италия, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария и Объединенное Королевство. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь, самой совершенной в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT, (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером в революционном проекте астрономического телескопа ALMA – величайшем астрономическом проекте в истории. В настоящее время ESO планирует строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – Европейского Сверхкрупного Телескопа 40-метрового класса для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо».