eso1218ru — Фото-релиз

Скопление в скоплении

25 апреля 2012 г.

На этом новом снимке, полученном с широкоугольной камерой Wide Field Imager на 2.2-м телескопе MPG/ESO в обсерватории Ла Силья в Чили -- звездное скопление NGC 6604. На него часто не обращают внимания из-за его близости к более яркому соседу, туманности Орел (The Eagle Nebula), известной еще как Messier 16, которая лежит от NGC 6604 на расстоянии размаха «орлиного крыла». Но благодаря композиции данного изображения, на котором звездное скопление показано на фоне окружающих его газовых и пылевых облаков, мы видим, что прекрасный объект NGC 6604 интересен и сам по себе.

NGC 6604 – яркая группа звезд слева вверху. Это молодое звездное скопление, которое представляет собой наиболее плотную часть более широкой рассеянной звездной ассоциации, содержащей около сотни ярких бело-голубых звезд [1]. На снимке видна и связанная со скоплением туманность — облако светящегося водорода, называемое Sh2-54 [2], а также пылевые облака.

NGC 6604 находится на расстоянии около 5500 световых лет от нас, в созвездии Змеи (Serpens), и расположено примерно в двух градусах к северу от Туманности Орел (eso0926). Яркие звезды скопления легко увидеть в небольшой телескоп; они были впервые каталогизированы Вильямом Гершелем в 1784 г. Однако, слабосветящееся газовое облако ускользало от внимания наблюдателей до самых 1950-х, когда Стюарт Шарплесс (Stewart Sharpless) заметил его на фотографиях Национального Паломарского звездного атласа и внес в каталог.

Собирая протозвездное вещество в компактную область своим сильным звездным ветром и излучением, молодые горячие звезды скопления помогают сформироваться новому поколению звезд внутри NGC 6604. Это второе поколение звезд быстро сменит старшее поколение, так как, хоть самые яркие молодые звезды скопления имеют большую массу, они быстро расходуют свое «горючее» и живут недолго.

Кроме эстетической, есть другая причина, по которой NGC 6604 притягивает взгляд астрономов – из скопления исходит странного вида колонна горячего ионизованного газа. Похожие газовые колонны, представляющие собой каналы, по которым из молодых звездных скоплений истекает вещество, найдены и в других местах Млечного Пути и других спиральных галактик, но поскольку NGC 6604 расположено относительно близко к нам, астрономы могут изучить его во всех подробностях.

Колонна (которую астрономы часто называют «дымоходом») перпендикулярна плоскости Галактики и имеет огромную протяженность в 650 световых лет. Астрономы считают, что за возникновение «дымохода» ответственны горячие звезды внутри NGC 6604, но чтобы полностью понять эти необычные структуры, нужны новые исследования.

[1] Эта звездная ассоциация называется Serpens OB. Первая часть этого названия обозначает созвездие, где находится ассоциация, а буквы OB соответствуют спектральным классам входящих в нее звезд. O и B – два самых горячих звездных класса; в них большинство составляют очень яркие бело-голубые и относительно молодые звезды.

[2] Обозначение Sh2-54 расшифровывается так: 54-й объект во втором каталоге Шарплесса областей HII, опубликованном в 1959 г.

В 2012 году исполняется 50 лет со дня основания Европейской Южной Обсерватории (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущей межгосударственной астрономической организации Европы и самой продуктивной астрономической обсерватории в мире. В ее работе принимают участие 15 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Чешская Республика, Дания, Франция, Финляндия, Германия, Италия, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария и Объединенное Королевство. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь, самой совершенной в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT, (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером в революционном проекте астрономического телескопа ALMA – величайшем астрономическом проекте в истории. В настоящее время ESO планирует строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – Европейского Сверхкрупного Телескопа 40-метрового класса для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо».