eso1219ru — Фото-релиз

Роясь в пыли у Пояса Ориона

2 мая 2012 г.

На новом снимке области, окружающей отражательную туманность Мессье 78, прямо к северу от Пояса Ориона, видны облака космической пыли, пронизывающие туманность как нитка жемчуга. Эти наблюдения, выполненные с телескопом APEX (Atacama Pathfinder Experiment) [1], основаны на измерениях теплового излучения межзвездных пылинок, которое показывает астрономам, где формируются новые зввезды.

Слово «пыль», возможно, звучит скучно — слой пыли скрывает от нас красоту вещи. Но это новое изображение туманности Мессье 78 и ее окрестностей, на котором зарегистрировано субмиллиметровое излучение космических пылинок, показывает, что пыль может быть ослепительной. Пыль важна для астрономов, так как плотные облака газа и пыли – это места рождения новых звезд.

В центре снимка – туманность Мессье 78, известная также как NGC 2068. В видимом свете эта область выглядит отражательной туманностью, то есть облаками пыли, светящимися бледно-голубым отраженным светом окружающих их звезд. Изображение, полученное телескопом APEX, наложено на изображение в видимых лучах и тонировано оранжевым цветом. Это изображение, построенное приемником, чувствительным к более длинноволновому излучению, выявляет слабое свечение плотных холодных скоплений пыли, некоторые из которых имеют температуру ниже -250ºC. В видимом свете эта пыль темная и непрозрачная – именно поэтому такие телескопы, как APEX, так важны для изучения пылевых облаков, в которых рождаются звезды.

Одно из волокон, зарегистрированных телескопом APEX, в видимом свете выглядит как темная полоса пыли, пересекающая Messier 78 поперек. Это свидетельствует о том, что плотная пыль находится перед отражательной туманностью, загораживая ее голубоватое свечение. Еще одна выделяющаяся область светящейся пыли, зарегистрированная APEX, перекрывает видимое излучение от Messier 78 у нижней кромки туманности. Отсутствие сооответствующей темной пылевой полосы на изображении, полученном в видимом свете, говорит о том, что эта плотная область пыли должна лежать позади отражательной туманности.

Наблюдения газа в этих облаках показывают, что газ с высокой скоростью вытекает из некоторых из этих скоплений пыли. Эти струи газа выбрасываются из молодых звезд, пока они еще находятся в процессе формирования из окружающих их пылевых облаков. Следовательно, присутствие таких газовых потоков свидетельствует о том, что в этих скоплениях пыли активно формируются звезды.

В верхней части снимка – еще одна отражательная туманность, NGC 2071. В то время как в нижней части кадра содержатся только маломассивные молодые звезды, в NGC 2071 находится более массивная молодая звезда с массой, оцениваемой как пять солнечных масс. Это самый яркий объект на кадре, полученном с APEX.

Наблюдения на телескопе APEX, на основании которых построено данное изображение, провели Томас Штанке (Thomas Stanke) из ESO, Том Мигис (Tom Megeath) из Университета Толедо, США, и Эми Штуц (Amy Stutz) из Института Астрономии им.Макса Планка, Хайдельберг, Германия. Более обширные сведения о структуре и характеристиках этой области в видимых лучах, в том числе о недавно открытой и отличающейся высокой степенью переменности туманности Мак-Нейла, см. eso1105.

[1] Телескоп APEX – продукт сотрудничества Института Радиоастрономии им.Макса Планка (MPIfR), Космической обсерватории Онсала (OSO) и ESO. Эксплуатация APEX на плато Чахнантор осуществляется ESO. APEX является прототипом субмиллиметрового телескопа нового поколения – Атакамской Большой Миллиметровой/субмиллиметровой Решетки (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array -- ALMA), который строится и эксплуатируется на том же плато.

В 2012 году исполняется 50 лет со дня основания Европейской Южной Обсерватории (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущей межгосударственной астрономической организации Европы и самой продуктивной астрономической обсерватории в мире. В ее работе принимают участие 15 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Чешская Республика, Дания, Франция, Финляндия, Германия, Италия, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария и Объединенное Королевство. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь, самой совершенной в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT, (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером в революционном проекте астрономического телескопа ALMA – величайшем астрономическом проекте в истории. В настоящее время ESO планирует строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – Европейского Сверхкрупного Телескопа 40-метрового класса для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо».