Kids

eso1221ru — Фото-релиз

Выберите язык:

Глубокий взгляд на Центавр A

16 мая 2012 г.

На новом изображении, полученном в Европейской Южной Обсерватории – необычная галактика Центавр А (Centaurus A). При суммарной экспозиции, превышающей 50 часов, это, вероятно, самый глубокий из существующих снимков этого странного и живописного объекта. Изображение получено широкоугольной камерой Wide Field Imager на 2.2-м телескопе MPG/ESO в обсерватории ESO Ла Силья в Чили.

Центавр A, известный еще как NGC 5128 [1], – пекулярная массивная эллиптическая галактика с сверхмассивной черной дырой в центре. Она находится примерно в 12 миллионах световых лет от нас в южном созвездии Центавра (Centaurus) и замечательна тем, что является самой заметной радиогалактикой на небе. Астрономы считают, что яркое ядро, сильная радиоэмиссия и джеты в Центавре A связаны с наличием в центре этой галактики черной дыры с массой около 100 миллионов солнц. Вещество плотных центральных частей галактики, падая на черную дыру, производит огромное количество энергии.

Изображение, полученное с Wide Field Imager, позволяет убедиться в эллиптичности галактики, которая проявляется в удлиненной форме ее слабых внешних частей. Сияние, которое заполняет большую часть кадра, идет от сотен миллиардов холодных и старых звезд. Однако, в отличие от большинства эллиптических галактик, плавные очертания Центавра A искажены широкой и неоднородной полосой темной материи, загораживающей центр галактики.

Внутри темной области находится большое количество газа, пыли и молодых звезд. Яркие молодые звездные скопления на правом верхнем и левом нижнем краях полосы отмечены красноватым свечением звездообразующих водородных облаков, а на фоне звезд вырисовываются изолированные пылевые облака. Эти детали наряду с сильным радиоизлучением являются веским аргументом в пользу предположения,что Centaurus A – результат слияния двух галактик. Пылевая полоса – вероятно, деформированный остаток спиральной галактики, которую разрывает на части мощное гравитационное притяжение гигантской эллиптической галактики.

Новая серия снимков, полученная с WFI, включает длинные экспозиции в красном, зеленом и синем фильтрах, а также в фильтрах, специально рассчитанных, чтобы изолировать излучение водорода и кислорода. Это помогает выделить известные оптические джеты вокруг Центавра A, с трудом различимые на предыдущем снимке, полученном с Wide Field Imager (eso0315a).

От галактики в левый верхний угол кадра тянутся две группы красноватых волокон, примерно совпадающих с мощными джетами, ярко выделяющимися на радиоизображениях. Обе системы волокон представляют собой «звездные ясли», полные горячих молодых звезд [2]. Выше левой части пылевой полосы мы видим внутренние волокна, лежащие на расстоянии около 30 000 световых лет от ядра. Еще дальше от центра, примерно в 65 000 световых лет от ядра галактики и вблизи верхнего левого угла кадра, видны внешние волокна. Заметен также гораздо более слабый след противоположно направленного джета, который тянется в нижний правый край кадра.

Центавр А широко изучен в диапазоне от радиоволн до гамма-лучей. Для понимания природы взаимодействия излучения сверхмассивной центральной черной дыры с окружающими ее областями особенно важными были наблюдения в радио и рентгеновском диапазонах (см. eso0903). Исследование Центавра A с телескопом ALMA только начинается.

Многие из наблюдений Центавра A, использованных в этом изображении, были получены, чтобы выяснить, возможно ли с помощью обзоров, выполненных с наземными телескопами, зарегистрировать и исследовать переменные звезды в галактиках, которые, как Центавр A, лежат за пределами Местной Группы [3]. В результате в Центавре А открыто более 200 новых переменных звезд.

[1] Впервые эта галактика была описана британским астрономом Джеймсом Данлопом (James Dunlop) в обсерватории Парраматта в Австралии 4 августа 1826 г. Она называется Центавр A, так как она была первым ярким радиоисточником, обнаруженным в созвездии Центавра в 1950-х.

[2] Происхождение обоих волокон неясно; астрономы все еще спорят, возникли ли они в результате ионизации, вызванной излучением ядра галактики, или в результате ударных волн, порождаемых газовыми массами.

[3] Больше информации см. в статье  J.T.A. de Jong et al. 2008.

В 2012 году исполняется 50 лет со дня основания Европейской Южной Обсерватории (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущей межгосударственной астрономической организации Европы и самой продуктивной астрономической обсерватории в мире. В ее работе принимают участие 15 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Чешская Республика, Дания, Франция, Финляндия, Германия, Италия, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария и Объединенное Королевство. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь, самой совершенной в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT, (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером в революционном проекте астрономического телескопа ALMA – величайшем астрономическом проекте в истории. В настоящее время ESO планирует строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – Европейского Сверхкрупного Телескопа 40-метрового класса для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо».