Kids

eso1231ru — Фото-релиз

Голубой водоворот на реке Эридан

1 августа 2012 г.

На новом снимке, полученном с Очень Большим Телескопом ESO (VLT) -- галактика NGC 1187. Эта живописная спираль находится примерно в 60 миллионах световых лет от нас в созвездии Эридана (Eridanus), названного по имени мифологической реки. За последние 30 лет в NGC 1187 произошли две вспышки сверхновых, вторая из них – в 2007 г. Полученное изображение этой галактики является самым детальным из всех существующих.

По отношению к земному наблюдателю галактика NGC 1187 [1] лежит почти плашмя, что позволяет хорошо рассмотреть ее спиральную структуру на новом снимке, полученном с VLT. Видно примерно полдюжины рельефных спиральных рукавов, в каждом из которых много газа и пыли. Голубоватые детали спиральных ветвей обозначают присутствие молодых звезд, рожденных из облаков межзвездного газа.

В центральных областях галактики мы видим ее светящийся желтым светом «балдж». Эта часть галактики состоит в основном из старых звезд, газа и пыли. Вместо круглого балджа у NGC 1187 наблюдается слабая центральная перемычка. Считается, что такие структуры служат механизмом перекачки газа из спиральных рукавов в центр галактики, тем самым усиливая там процессы звездообразования.

За пределами внешних очертаний NGC 1187 можно разглядеть много значительно более слабых и далеких галактик. Некоторые из них даже просвечивают прямо сквозь диск NGC 1187. Их преимущественно красный оттенок контрастирует с бледно-голубыми звездными скоплениями этого гораздо более близкого объекта.

NGC 1187 выглядит мирной и неизменной, но с 1982 года там произошло две вспышки сверхновых. Сверхновая – это невероятно мощный взрыв, которым заканчивает свою жизнь массивная звезда или белый карлик, находящийся в двойной системе [2]. Сверхновые относятся к самым высокоэнергетическим событиям во Вселенной – их яркость так велика, что они часто на короткое время затмевают своим блеском всю свою галактику, чтобы затем постепенно, за несколько недель или месяцев, исчезнуть из вида. На протяжении этого короткого времени сверхновая может излучить столько энергии, сколько Солнце по расчетам испускает на протяжении всей своей жизни.

В октябре 1982 г. первая из двух упомянутых сверхновых в NGC 1187 — SN 1982R [3] – была открыта в обсерватории ESO Ла Силья, а в 2007 г. любитель астрономии Берто Монар (Berto Monard) в Южной Африке заметил в этой галактике еще одну сверхновую, SN 2007Y. Астрономы выполнили детальное исследование SN 2007Y и отслеживали ее развитие еще примерно в течение года с различными телескопами [4]. Приводимое изображение NGC 1187 получено в процессе этих наблюдений; сверхновая, уже спустя долгое время после максимума яркости, видна в нижней части снимка.

Данные получены с приемником FORS1, установленном на Очень Большом Телескопе ESO (VLT) в обсерватории Паранал в Чили.

[1] Галактика была открыта Вильямом Гершелем в Англии в 1784 г.

[2] По одному из сценариев, вспышка сверхновой происходит в конце жизненного пути массивной звезды (с массой более восьми масс Солнца), когда запас ее ядерного топлива истощается и звезда больше не в состоянии противостоять гравитационному коллапсу, в результате которого и происходит мощный взрыв. В другом случае вспышка сверхновой может произойти в двойной звездной системе, в которой углеродно-кислородный белый карлик стягивает на себя вещество со своего более массивного компаньона. Когда масса захваченного вещества достигает определенного предела, звезда коллапсирует (схлопывается) и происходит взрыв сверхновой.

[3] После открытия сверхновых обозначения им присваивает Международный астрономический союз (МАС). Обозначение образуется из года открытия сверхновой, за которым следует одна или две буквы. Первые 26 сверхновых за год обозначаются прописными буквами от A до Z, следующие – сочетаниями двух строчных букв.

[4] Другую информацию о SN 2007Y см. в статье Stritzinger et al.

В 2012 году исполняется 50 лет со дня основания Европейской Южной Обсерватории (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущей межгосударственной астрономической организации Европы и самой продуктивной астрономической обсерватории в мире. В ее работе принимают участие 15 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Чешская Республика, Дания, Франция, Финляндия, Германия, Италия, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария и Объединенное Королевство. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь, самой совершенной в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT, (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером в революционном проекте астрономического телескопа ALMA – величайшем астрономическом проекте в истории. В настоящее время ESO планирует строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – Европейского Сверхкрупного Телескопа 40-метрового класса для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо».