Kids

Выберите язык:

Метла космической ведьмы?

Новый взгляд на Туманность Карандаш

12 сентября 2012 г.

В обсерватории ESO Ла Силья в Чили получено новое изображение Туманности Карандаш (The Pencil Nebula). Это необычной формы облако светящегося газа – часть гигантского кольца материи, оставшейся после взрыва сверхновой, который произошел около 11 000 лет назад. Детальный снимок получен с широкоугольной камерой Wide Field Imager на 2.2-м телескопе MPG/ESO.

При всем спокойствии и видимой неизменности величественного зрелища звездного неба, Вселенная вовсе не является тихим и спокойным местом. Звезды непрестанно рождаются и умирают, и смерть звезды иногда выглядит как грандиозный фейерверк несравненной красоты, во время которого вещество выбрасывается в пространство и образует причудливые узоры.

На новом снимке, полученном с широкоугольной камерой Wide Field Imager на 2.2-м телескопе MPG/ESO в обсерватории ESO Ла Силья в Чили – Туманность Карандаш [1] на фоне богатого звездного поля. Это облако странной формы (оно же NGC 2736) является небольшой частью остатка сверхновой [2] в южном созвездии Парусов (Vela). Светящиеся волокна образовались при взрыве звезды около 11 000 лет назад. Яркая часть облака напоминает карандаш, откуда и произошло название туманности, но в целом она выглядит скорее, как метла -- из тех, на которых обычно летают ведьмы.

Остаток сверхновой в Парусах – это расширяющяяся газовая оболочка, образовавшаяся при взрыве сверхновой. Вначале ударная волна двигалась со скоростью в несколько миллионов  километров в час, но в процессе своего распространения она сталкивалась с межзвездным газом, что значительно затормозило ее и привело к образованию туманных складок странной формы. Самой яркой частью этой гигантской оболочки и является Туманность Карандаш.

На новом снимке видны клочковатые волокна больших размеров, яркие газовые сгущения поменьше и клочки диффузного газа. Яркое свечение туманности  происходит оттого, что ударная волна от взрыва сверхновой врезается в облака плотного межзвездного вещества. Вначале температура межзвездного газа под действием ударной волны достигала нескольких миллионов градусов, но затем газ постепенно остыл, и теперь все еще испускает слабое свечение, которое и зарегистрировано на представленном снимке.

Наблюдая туманность в различных цветах, астрономы сумели построить температурную карту газа. Некоторые области все еще так горячи, что в них излучают преимущественно ионизованные атомы кислорода -- на снимке это свечение показано голубым. Более холодные области светятся красным – это излучение водородных атомов.

Туманность Карандаш имеет в поперечнике около 0.75 светового года и движется сквозь межзвездную среду со скоростью около 650 000 километров в час. Интересно, что даже на огромном расстоянии в 800 световых лет от Земли на протяжении человеческой жизни туманность успевает заметно изменить свое положение по отношению к звездам фона. Даже спустя 11 000 лет после своей вспышки эта сверхновая является заметной деталью ночного неба!

[1] Туманность Карандаш (NGC 2736), иногда называемая «Лучом Гершеля», была открыта британским астрономом Джоном Гершелем еще в 1835 г. в Южной Африке. Гершель описал ее как “необычайно длинный и узкий луч протяженного слабого свечения”.

[2] Явление сверхновой звезды представляет собой звездный взрыв огромной энергии. В сверхновые превращаются в конце своей эволюции звезды большой массы или белые карлики в тесных двойных системах. После вспышки сверхновой образуется структура, называемая остатком сверхновой и состоящая из выброшенного из недр звезды вещества, расширяющегося с сверхзвуковой скоростью в окружающей межзвездной среде. Сверхновые являются основным источником тяжелых химических элементов в межзвездной среде, которые в свою очередь обогащают состав следующего поколения звезд и планет.

В 2012 году исполняется 50 лет со дня основания Европейской Южной Обсерватории (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущей межгосударственной астрономической организации Европы и самой продуктивной астрономической обсерватории в мире. В ее работе принимают участие 15 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Чешская Республика, Дания, Франция, Финляндия, Германия, Италия, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария и Объединенное Королевство. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Параналь и Чахнантор. В обсерватории Параналь, самой совершенной в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT, (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером в революционном проекте астрономического телескопа ALMA – величайшем астрономическом проекте в истории. В настоящее время ESO планирует строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Сверхкрупного Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо».