Kids

eso1302ru — Фото-релиз

Толчея экзотических звезд

Телескоп VISTA получил новый снимок звездного скопления 47 Тукана

10 января 2013 г.

На этом новом инфракрасном снимке, полученном с телескопом ESO VISTA, шаровое скопление 47 Tucanae видно поразительно подробно. В этом скоплении миллионы звезд; многие из них, расположенные вблизи его ядра, обладают весьма экзотическими, необычными свойствами. Изучение объектов в таких скоплениях, как 47 Tucanae, может помочь нам понять, как формируются и взаимодействуют эти странные звездные шары. Благодаря большим размерам апертуры, высокой чувствительности приемника и удачному расположению телескопа VISTA, установленному в обсерватории ESO Паранал в Чили, снимок получился очень резким и глубоким.

Шаровые скопления – огромные сферические облака старых звезд, удерживаемых вместе силой тяготения. Они обращаются вокруг ядер галактик, так же, как спутники вращаются вокруг Земли. В этих звездных кучах очень мало пыли и газа — считается, что большая часть этого вещества либо была выброшена из скопления звездным ветром и взрывами звезд, либо сорвана в процессе взаимодействия скопления с межзвездным газом. Все оставшееся вещество ушло на образование звезд миллиарды лет назад.

Шаровые скопления вызывают у астрономов большой интерес. 47 Tucanae, также обозначаемое как NGC 104, большое и древнее шаровое скопление, лежащее от нас в 15 000 световых лет, известно тем, что содержит много необычных и интересных звезд и звездных систем.

Расположенное в южном созвездии Тукана (Tucana), 47 Tucanae движется по орбите вокруг центра нашей Галактики Млечного Пути. Его размеры так велики (около 120 световых лет в поперечнике), что несмотря на большое расстояние до него, на небе оно занимает столько же места, сколько и полная Луна. Это одно из самых ярких и массивных известных шаровых скоплений – оно содержит несколько миллионов звезд и видно невооруженным глазом [1]. В рое звезд, сбившихся в центре скопления много загадочных звездных систем, в том числе рентгеновские источники, переменные звезды, звезды-вампиры, необычно яркие “нормальные” звезды, известные как «голубые бродяги» (eso1243), и маленькие мертвые звезды, вращающиеся с невероятной скоростью – миллисекундные пульсары [2].

По всему снимку разбросаны легко различимые красные гиганты -- звезды, которые истощили запас горючего в своих недрах и распухли до гигантских размеров. Они имеют глубокий янтарный оттенок, отличающий их от ярких бело-голубых звезд фона. Плотно набитое звездами ядро скопления контрастирует с разреженными внешними областями. Фон составляют бесчисленные звезды Малого Магелланова Облака.

Изображение получено телескопом ESO VISTA (Visible and Infrared Survey Telescope for Astronomy) в ходе выполнения обзора области Магеллановых Облаков, двух ближайших к нам галактик. Хоть 47 Tucanae находится от нас гораздо ближе, чем Магеллановы Облака, оно случайно лежит на одном луче зрения с Малым Магеллановым Облаком (eso1008), и поэтому тоже было снято в ходе обзора.

VISTA – крупнейший в мире телескоп, предназначенный для картографирования неба. Этот инфракрасный телескоп, установленный в обсерватории ESO Паранал в Чили, благодаря своему большому главному зеркалу, широкому полю зрения и чувствительным детекторам открывает нам новый вид на южное небо. Комбинация резких инфракрасных изображений, таких, как данный снимок VISTA, и наблюдений в видимой области спектра позволяет астрономам изучать состав и историю объектов типа 47 Tucanae во всех подробностях.

[1] В нашей Галактике известно более 150 шаровых скоплений. 47 Tucanae занимает среди них второе место по массе после скопления Омега Центавра (eso0844).

[2] Миллисекундные пульсары – невероятно быстро вращающиеся аналоги обычных пульсаров, сильно намагниченные остатки звезд, в процессе вращения испускающие всплески излучения. В скоплении 47 Tucanae известно 23 миллисекундных пульсара — больше, чем во всех остальных шаровых скоплениях, за исключением Terzan 5 (eso0945).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе принимают участие 15 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Объединенное Королевство, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT, (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером в революционном проекте астрономического телескопа ALMA – крупнейшем из существующих астрономических проектов. В настоящее время ESO планирует строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Сверхкрупного Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо».