Kids

eso1316ru — Фото-релиз

Выберите язык:

Молодые, горячие и голубые...

Звезды в скоплении NGC 2547

27 марта 2013 г.

Эта россыпь ярких голубых звезд в скоплении NGC 2547 -- группа недавно образовавшихся светил в южном созвездии Парусов (Vela). Снимок сделан широкоугольной камерой Wide Field Imager на 2.2-метровом телескопе MPG/ESO в обсерватории ESO Ла Силья в Чили.

Вселенной лет довольно много — приблизительно 13.8 миллиардов. Наша Галактика Млечного Пути тоже древняя — некоторым из ее звезд тоже больше 13 миллиардов лет (eso0425). И все-таки жизнь в ней еще кипит: новые объекты рождаются, другие гибнут. На этом снимке некоторые из новичков: молодые звезды, образующие скопление NGC 2547.

Но насколько в действительности молоды эти космические юнцы? Хоть их точный возраст определить нелегко, по оценке астрономов NGC 2547 от 20 до 35 миллионов лет -- казалось бы, не так уж мало. Однако нашему Солнцу 4600 миллионов лет, и оно еще не достигло середины своего жизненного пути. Если представить Солнце 40-летним мужчиной в расцвете сил, то яркие звезды на снимке -- трехмесячные младенцы.

В большинстве своем, звезды рождаются не поодиночке, а в густонаселенных скоплениях, вмещающих от нескольких десятков до нескольких тысяч звезд. В NGC 2547, наряду с многочисленными горячими звездами, сияющими ярко-голубым цветом, что говорит об их молодости,  можно найти и несколько желтых и красных звезд, уже проэволюционировавших до стадии красного гиганта. Открытые (рассеянные) звездные скопления вроде этого живут обычно сравнительно недолго, порядка нескольких сот миллионов лет, а потом, по мере того, как составляющие их звезды покидают их, рассеиваются в пространстве.

Скопления -- ключевые объекты для астрономов, изучающих эволюцию звезд. Все члены скопления образовались из одного и того же материала в примерно одно и то же время, и не этом фоне лучше видно, какое значение имеют другие характеристики звезд.

Звездное скопление NGC 2547 находится в южном скоплении Парусов (Vela), на расстоянии около 1500 световых лет от Земли. Оно достаточно яркое, чтобы его можно было рассмотреть в бинокль. Открыл его в 1751 году французский астроном Николя-Луи де Лакайль (Nicolas-Louis de Lacaille) в ходе своей астрономической экспедиции на Мыс Доброй Надежды в Южной Африке, с маленьким телескопом с апертурой меньше двух сантиметров.

Среди ярких звезд на снимке можно разглядеть множество других объектов, особенно при увеличении. Многие из них -- более слабые или более далекие звезды нашей Галактики, другие, выглядящие как туманные протяженные объекты, являются галактиками, расположенными в  миллионах световых лет от звезд поля.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе принимают участие 15 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Объединенное Королевство, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT, (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером в революционном проекте астрономического телескопа ALMA – крупнейшем из существующих астрономических проектов. В настоящее время ESO планирует строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Сверхкрупного Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо».