Kids

eso1317ru — Фото-релиз

Призрачный зеленый шар

VLT ESO сфотографировал планетарную туманность

10 апреля 2013 г.

На этом необычном новом снимке, сделанном с Очень Большим Телескопом ESO – светящаяся зеленоватым светом планетарная туманность IC 1295 вокруг умирающей звезды, расположенной на расстоянии около 3300 световых лет от нас в созвездии Щита (Scutum). Это самый детальный из всех до сих пор полученных снимков этого объекта.

Звезды солнечной массы и размера заканчивают жизнь маленькими и слабыми карликами. Но когда они окончательно прекращают существование, их атмосферы рассеиваются в пространстве. За несколько десятков тысяч лет вокруг них образуется живописная разноцветная оболочка из светящихся облаков ионизованного газа – планетарная туманность.

На новом снимке, полученном на телескопе VLT – планетарная туманность IC 1295 в созвездии Щита (Scutum). Ее необычная особенность в том, что она окружена множественными оболочками. Многослойные оболочки напоминают клеточные мембраны, отчего эта туманность напоминает микроорганизм под микроскопом.

Шарообразные оболочки состоят из газа, который когда-то был атмосферой звезды. Этот газ был выброшен из атмосферы в результате нестационарных реакций термоядерного горения в ядре звезды, сопровождающихся внезапными выбросами энергии, гигантскими термоядерными извержениями. Исторгнутый из звезды газ поливается потоками мощного ультрафиолетового излучения от стареющей звезды, и это заставляет газ светиться. Различные химические элементы светятся разноцветным светом; например, призрачный зеленоватый оттенок оболочки IC 1295 обязан своим происхождением ионизованному кислороду.

В самом центре поля можно разглядеть выгоревший остаток ядра звезды – яркую бело-голубую точку в сердце туманности. Центральная звезда постепенно превратится в слабосветящийся белый карлик и будет медленно остывать в течение многих миллиардов лет.

Планетарные туманности  образуются у звезд с массами от одной до восьми масс Солнца на последней стадии их существования. Солнцу сейчас 4.6 миллиарда лет и оно, вероятно, просуществует еще четыре.

Планетарные туманности не имеют никакого отношения к планетам. Это название появилось на заре телескопической наблюдательной астрономии, так как визуально эти необычные объекты при рассматривании в примитивные телескопы были похожи на диски внешних планет, Урана и Нептуна. В XIX столетии, когда были проведены первые спектроскопические наблюдения, было показано, что планетарные туманности состоят из светящегося газа, но термин оказался устойчивым [1].

Снимок сделан на Очень Большом Телескопе ESO в обсерватории Серро Паранал в пустыне Атакама на  севере Чили, с приемником FORS (FOcal Reducer Spectrograph). Экспозиции были сделаны в трех различных фильтрах, пропускающих голубые лучи (голубой цвет на снимке), видимые лучи (зеленый цвет) и красные лучи (красный цвет), и затем скомбинированы в одно изображение.

[1] Даже ранние наблюдатели, такие, как Вильям Гершель, открывший много планетарных туманностей и размышлявший об их происхождении и составе, знали, что они не являются планетами, вращающимися вокруг Солнца, так как они не двигались относительно окружающих звезд.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе принимают участие 15 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Объединенное Королевство, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT, (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером в революционном проекте астрономического телескопа ALMA – крупнейшем из существующих астрономических проектов. В настоящее время ESO планирует строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Сверхкрупного Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо»