Kids

eso1321ru — Фото-релиз

Выберите язык:

Скрытая огненная лента в Орионе

15 мая 2013 г.

На этом динамичном новом снимке межзвездных облаков в созвездии Ориона – объект, который кажется огненной лентой. Оранжевым цветом показано слабое излучение зерен холодной межзвездной пыли на волнах слишком длинных для того, чтобы их мог воспринять человеческий глаз. Эти наблюдения выполнены с эксплуатируемым ESO инструментом APEX (Atacama Pathfinder Experiment) в Чили.

Облака газа и межзвездной пыли – это сырье, из которого создаются звезды. Но именно мелкие частички пыли загораживают от нас то, что лежит внутри и позади облака и этим затрудняют наблюдение процесса звездообразования, во всяком случае, на длинах волн видимого света.

Вот почему астрономам приходится использовать инструменты, способные «видеть» излучение с другими длинами волн. На субмиллиметровых волнах пылевые частицы не загораживают свет, а светятся сами, так как они имеют температуру в несколько десятков градусов выше абсолютного нуля [1]. Телескоп APEX, оснащенный субмиллиметровой камерой LABOCA и расположенный на высоте в 5000 метров над уровнем моря на плато Чахнантор в Чилийских Андах, представляет собой идеальный инструмент для таких наблюдений.

На новом снимке только часть большого комплекса, расположенного в созвездии Ориона и называемого Молекулярным облаком Ориона. Этот огромный «плавильный тигель», в котором перемешаны яркие туманности, горячие молодые звезды и холодные пылевые облака, имеет поперечник в сотни световых лет и расположен от нас в 1350 световых годах. На приведенном снимке субмиллиметровое свечение холодного пылевого облака показано оранжевым цветом и наложено на более привычные очертания области в видимых лучах.

Большое яркое облако справа вверху на снимке – знаменитая Туманность Ориона, называемая еще Мессье 42. Она легко различима невооруженным глазом как немного размытая средняя “звезда” в мече Ориона. Туманность Ориона – это самая яркая часть гигантского звездного «роддома», в котором появляются на свет новые звезды. Это ближайшая к Земле область массового звездообразования.

Вследствие процессов гравитационного коллапса (сжатия) и звездного ветра в пылевом облаке образуются живописные волокна, слои и пузыри. Звездный ветер – это потоки газа, выбрасываемые атмосферами звезд, достаточно мощные, чтобы сформировать из окружающего звезду облака видимые на снимке изогнутые формы.

Астрономы используют эти и другие данные, полученные с телескопом APEX, а также изображения, полученные Космической обсерваторией ESA «Гершель» (Herschel Space Observatory), для поиска в области в Орионе протозвезд — ранней стадии звездообразования. Пока они смогли идентифицировать 15 объектов, которые значительно ярче на длинных волнах, чем на коротких. Эти новооткрытые редкие объекты, вероятно, являются самыми молодыми из известных протозвезд; их открытие приближает астрономов к заветному моменту, когда они увидят момент рождения звезды.

[1] Горячие объекты испускают большую часть своего излучения на коротких волнах, холодные – на длинных. Например, очень горячие звезды с температурами около 20 000 градусов Кельвина выглядят голубыми, а более холодные, с температурами около 3000 градусов Кельвина -- красными. Облако пыли с температурой всего в десять градусов Кельвина имеет пик излучения на гораздо более длинной волне около 0.3 миллиметра, как раз в той части спектра, в которой APEX очень чувствителен.

Исследование протозвезд в данной области описано в статье “A Herschel и APEX Census of the Reddest Sources in Orion: Searching for the Youngest Protostars” , A.Stutz et al., направленной в Astrophysical Journal.

Наблюдения с телескопом APEX, использованные для создания данного снимка, были проведены Томасом Штанке (Thomas Stanke, ESO), Томом Мигисом (Tom Megeath, University of Toledo, USA) и Амелией Штуц (Amelia Stutz, Max Planck Institute for Astronomy, Heidelberg, Germany). Телескоп APEX (The Atacama Pathfinder Experiment) – совместный проект Института радиоастрономии Макса Планка (MPIfR), Космической обсерватории Онсала (OSO) и Европейской Южной обсерватории (ESO), эксплуатируемый ESO.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе принимают участие 15 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Объединенное Королевство, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT, (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером в революционном проекте астрономического телескопа ALMA – крупнейшем из существующих астрономических проектов. В настоящее время ESO планирует строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Сверхкрупного Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо».