Kids

eso1322ru — Фото-релиз

Выберите язык:

Очень Большой Телескоп ESO (VLT) отмечает пятнадцатилетие успешной работы

23 мая 2013 г.

Этим новым изображением звездных «ясель» ESO отмечает пятнадцатилетие Очень Большого Телескопа (VLT) — самого совершенного оптического инструмента в мире. Плотные сгустки пыли выделяются на фоне розоватого свечения газового облака, напоминая капли чернил, плавающие в клубничном коктейле; причудливые формы облака «вылеплены» мощным излучением близлежащих ярких молодых звезд. Этот объект известен астрономам под названием IC 2944.

Новый снимок сделан к важной годовщине телескопа VLT – пятнадцать лет назад, 25 мая 1998 года, на первом из составляющих его четырех Базовых Телескопов (Unit Telescopes), был получен «первый свет». С тех пор к четырем главным гигантским телескопам присоединились четыре малых Вспомогательных Телескопа, которые стали частью VLT-Интерферометра (VLTI). VLT является одним из самых мощных и продуктивных наземных телескопов в мире. За 2012 год на основе данных, полученных с VLT и VLTI, было опубликовано более 600 реферируемых научных статей (ann13009).

Межзвездные газо-пылевые облака – это космические «ясли», в которых рождаются и начинают эволюционировать звезды. Одно из них, IC 2944, и представлено на снимке, где оно сияет мягким красноватым светом [1]. Публикуемый кадр – самое детальное из всех изображений данного объекта, когда-либо полученное с наземным инструментом [2]. Облако находится примерно в 6500 световых лет от нас в южном созвездии Центавра (Centaurus). В этой части неба много похожих туманностей, которые астрономы подробно исследуют с целью изучения механизмов звездообразования.

Эмиссионные туманности, такие, как IC 2944, состоят в основном из газообразного водорода, который благодаря интенсивному облучению многочисленных ярких новорожденных звезд светится красным. На этом ярком фоне отчетливо выделяются темные комочки непрозрачной пыли – холодные облака, известные как глобулы Бока. Они названы так по имени американского астронома голландского происхождения Барта Бока (Bart Bok), который в 1940-х годах первым обратил на них внимание как на возможные места  звездообразования. Изображенная на снимке группа глобул называется глобулами Теккерея (Thackeray Globules) [3].

Крупные глобулы Бока, находящиеся в более спокойном окружении, часто коллапсируют и образуют новые звезды. Но глобулы на данном кадре находятся под яростной бомбардировкой ультрафиолетового излучения близлежащих горячих молодых звезд. Это излучение вызывает постепенное разрушение (эрозию) глобул и их фрагментацию – как будто куски масла тают на горячей сковородке. Похоже, что глобулы Теккерея разрушатся прежде, чем смогут коллапсировать и породить звезды.

Изучать глобулы Бока нелегко. Так как они непрозрачны для видимого света, астрономам трудно понять, какие процессы происходят в их недрах. Поэтому для раскрытия их секретов нужны другие инструменты — наблюдения в инфракрасном или субмиллиметровом диапазонах спектра. На этих длинах волн пылевые облака, температура которых всего на несколько градусов выше абсолютного нуля, выглядят яркими. Выполненные этими средствами исследования глобул Теккерея подтвердили, что внутри них сейчас не идут процессы звездообразования.

Изображение этой области неба также было получено ранее NASA/ESA с Космическим Телескопом Хаббла (opo0201a). Новый снимок, сделанный с приемником FORS на телескопе ESO VLT в обсерватории Паранал в северном Чили [4], имеет больший размер поля зрения, чем снимок Космического Телескопа, и дает тем самым более широкий обзор области звездообразования.

[1] Туманность IC 2944 связана с ярким звездным скоплением IC 2948; оба эти обозначения иногда ассоциируются со всей областью неба, в которой они помещаются. На снимке видны многие из ярких звезд скопления.

[2] Атмосферное качество изображения в голубых лучах на данном комбинированном снимке было лучше 0.5 секунд дуги – исключительно хорошее качество для наземного телескопа.

[3] Они были открыты в 1950 году работавшим в Южной Африке британским астрономом А.Дэвидом Теккереем (A. David Thackeray).

[4] Снимок сделан в рамках программы «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems), просветительской инициативы, целью которой является получение на телескопах ESO изображений интересных, загадочных или визуально привлекательных объектов, и дальнейшее использование этих изображений для задач образования и работы с общественностью. Программа выполняется за счет времени, непригодного для научных наблюдений. Все получаемые в рамках этой программы данные могут также быть использованы для научных целей и доступны астрономам через научный архив ESO.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе принимают участие 15 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Объединенное Королевство, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT, (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером в революционном проекте астрономического телескопа ALMA – крупнейшем из существующих астрономических проектов. В настоящее время ESO планирует строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Сверхкрупного Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо».