Kids

eso1335ru — Фото-релиз

Странная парочка

Два очень разных газовых облака в соседней галактике

7 августа 2013 г.

Очень Большой Телескоп ESO зарегистрировал в Большом Магеллановом Облаке — одной из галактик-спутников Млечного Пути -- необычную область звездообразования. На представленном высококачественном изображении видны два отчетливо разноцветных светящихся газовых облака: красноватое NGC 2014 и голубое NGC 2020. Хоть они и выглядят очень по-разному, оба они «вылеплены» потоками мощного звездного ветра от очень горячих новорожденных звезд. Под воздействием ветра и излучения звезд газ в облаках начинает ярко светиться.

Этот снимок сделан при помощи Очень Большого Телескопа (VLT) ESO в обсерватории Паранал в Чили — лучшем месте для астрономических наблюдений во всем южном полушарии, а может быть, и на земном шаре. Но и без помощи таких телескопов, как VLT, ясной безлунной ночью на южном небе в созвездии Золотой Рыбы (Dorado [1]) простым взглядом заметно туманное пятно, которое сначала может показаться облачком, плывущим в атмосфере Земли.

Во всяком случае, так мог подумать мореплаватель Фердинанд Магеллан в 1519 году, когда он впервые взглянул на южное небо во время своего знаменитого кругосветного путешествия. И хотя сам Магеллан был убит туземцами на Филиппинах и не вернулся в Европу, уцелевшие члены его команды по возвращении домой рассказали об этом странном облаке и его меньшем собрате. Поэтому впоследствии эти две малых галактики и получили имя Магеллановых Облаков, хоть, конечно, их видели и более ранние европейские исследователи, побывавшие в южном полушарии, но не оставившие записей о своих наблюдениях.

В Большом Магеллановом Облаке (БМО) активно рождаются новые звезды. Некоторые из областей звездообразования в этой галактике видны даже невооруженным глазом, например, знаменитая Туманность Тарантул. Есть, однако, и другие области, не столь крупные, но оттого не менее интересные, которые большой телескоп способен зарегистрировать во всех необычных деталях. На новом снимке, полученном  с телескопом VLT, замечательная контрастная пара: NGC 2014 и NGC 2020.

Окрашенное розовым светящееся облако справа, NGC 2014, состоит в основном из водорода. Внутри него содержится скопление горячих молодых звезд. Их высокоэнергетическое излучение отрывает электроны от атомов водорода, ионизует газ и тем самым заставляет его светиться характерным красноватым цветом.

Кроме мощного излучения массивные молодые звезды испускают интенсивный звездный ветер, рассеивающий и отбрасывающий от них окружающий их газ. Слева от главного скопления заметна яркая и очень горячая одиночная звезда [2], в окрестностях которой этот процесс, по-видимому, начался: вокруг нее образовалась полость, окруженная пузыреобразной структурой с обозначением NGC 2020. Отчетливо голубоватый цвет этого таинственного объекта также обусловлен излучением горячей звезды — на этот раз оно ионизует кислород, а не водород.

Итак, поразительно различные цветовые характеристики NGC 2014 и NGC 2020 объясняются, во-первых, различным химическим составом окружающего звезды газа, а во-вторых различием температур звезд,

БМО находится на расстоянии всего в 163 000 световых лет от нашей Галактики Млечного Пути – в космическом масштабе это очень близкое соседство. Вследствие этой близости БМО является очень важным для астрономов объектом – его можно изучать гораздо подробнее, чем более удаленные галактики. Это, в частности, 50 лет назад, во времена основания ESO, послужило одним из аргументов для строительства телескопов новой международной обсерватории в южном полушарии. При всей своей огромности в «человеческом» масштабе, БМО по массе составляет лишь менее десятой части Млечного Пути при поперечнике в 14 000 световых лет — для сравнения, Млечный Путь простирается на 100 000 световых лет. Астрономы классифицируют БМО как неправильную карликовую галактику; ее иррегулярная структура в сочетании с выделяющейся центральной перемычкой, состоящей из звезд, наводит на мысль, что своими хаотическими очертаниями БМО обязана взаимодействиям с Млечным Путем и другой соседней галактикой, Малым Магеллановым Облаком.

Снимок получен в рамках программы «Космические Сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems) [3] с инструментом FORS2 (FOcal Reducer and low dispersion Spectrograph), приемником видимого и ближнего ультрафиолетового диапазона, установленным на телескопе VLT ESO.

[1] Хотя это созвездие часто ассоциируют с рыбой-мечом, есть основания полагать, что оно скорее символизирует менее известную дораду (золотую рыбу, или корифену). См. подробности здесь.

[2] Эта звезда – пример редкого класса звезд Вольфа-Райе. Это короткоживущие и очень горячие звезды — их поверхности более, чем в 10 раз горячее, чем поверхность Солнца, они очень яркие и доминируют в областях пространства, в которых они находятся.

[3] Снимок получен в рамках программы «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems programme), образовательно-просветительской инициативы, целью которой является получение с телескопами ESO изображений интересных, загадочных или визуально привлекательных объектов. Снимки по этой программе получаются в такие интервалы времени, когда в силу различных причин телескопы не могут вести научные наблюдения. Все получаемые в рамках программы данные могут использоваться и в чисто научных целях; они доступны астрономам через научный архив ESO.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе принимают участие 15 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Объединенное Королевство, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT, (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером в революционном проекте астрономического телескопа ALMA – крупнейшем из существующих астрономических проектов. В настоящее время ESO планирует строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Сверхкрупного Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо».