Kids

eso1336ru — Фото-релиз

Драма рождения звезды: взгляд в телескоп ALMA

20 августа 2013 г.

Используя гигантский телескоп субмиллиметрового диапазона ALMA (Тhe Atacama Large Millimeter/submillimeter Array), астрономы получили весьма реалистичное и четкое изображение струи вещества, выбрасываемого новорожденной звездой. Изучая свечение молекул окиси углерода в объекте Herbig-Haro 46/47, они обнаружили, что выбросы (джеты) материи из этого объекта имеют еще большую энергию, чем считалось ранее. На новых детальных изображениях также замечен ранее незарегистрированный джет, направленный совсем в другую сторону.

Молодые звезды живут очень бурной жизнью. Они извергают из себя вещество и выбрасывают его в пространство со скоростью до миллиона километров в час. Когда этот поток материи врезается в окружающий звезду газ, последний начинает светиться. Получившееся образование называется объектом Хербига-Аро (Herbig-Haro object) [1]. Наблюдавшийся объект Herbig-Haro 46/47 расположен от нас на расстоянии около 1400 световых лет в южном созвездии Парусов (Vela). Он был целью исследования с телескопом ALMA на стадии предварительных наблюдений (Early Science phase), когда решетка телескопа еще находилась в процессе строительства и далеко не все ее антенны были установлены.

На новых изображениях, полученных с высокой степенью детализации, видны два джета, один из которых направлен в сторону Земли, а другой в противоположную. Пылевые облака, окружающие новорожденную звезду, делали удаляющийся джет почти незаметным на более ранних снимках, сделанных в видимых лучах. ALMA не только обеспечила значительно более детальные снимки, но и позволила астрономам измерить скорость движения светящегося потока вещества.

Новые наблюдения объекта Herbig Haro 46/47 показали, что скорость некоторой части выброшенного из звезды вещества гораздо выше, чем скорости, измеренные ранее. А это значит, что истекающий из звезды газ уносит значительно больше энергии и момента, чем думали раньше.

Руководитель групп исследователей и первый автор новой работы Гектор Арс (Héctor Arce) из Йельского университета (США) объяснил, что "невероятная чувствительность телескопа ALMA позволяет регистрировать ранее незаметные детали этого источника, такие, как этот очень быстрый выброс. Он может служить хрестоматийным примером реализации простой модели потока молекулярного вещества, который генерируется широкоугольным звездным ветром от молодой звезды".

Данные для этой работы были получены всего за пять часов наблюдательного времени ALMA– и это при том, что телескоп еще находился в процессе строительства. Наблюдения подобного качества с другими телескопами заняли бы вдесятеро больше времени.

"Детализация изображений объекта Herbig Haro 46/47 просто потрясающая. Но, возможно, еще более удивительным является то, что в этом виде наблюдений мы сделали только первые шаги. В будущем ALMA даст возможность получать еще лучшие изображения за меньшее время", -- добавляет Стюарт Кордер (Stuartt Corder) из Объединенной обсерватории ALMA в Чили, соавтор новой статьи.

Другой соавтор работы, Диего Мардонес (Diego Mardones) из Университета Чили (Universidad de Chile), подчеркивает: "Данная система похожа на большинство изолированных маломассивных звезд, находящихся на стадии образования. Но вместе с тем она и необычна, потому что струя вещества прямо сталкивается с облаком по одну сторону молодой звезды и выходит из облака по другую. Таким образом, этот объект идеален для изучения воздействия звездного ветра на родительское облако, из которого формируется молодая звезда"

Четкость изображения и чувствительность, достигнутые в этих наблюдениях с телескопом ALMA, также позволили исследователям выявить ранее не замеченный компонент потока, который, по-видимому, направлен от компонента малой массы к молодой звезде. Это «вторичное» истечение видно почти под прямым углом к главному объекту и, вероятно, «вгрызается» в окружающее систему облако независимо от главного джета.

Гектор Арс заключает: "Благодаря телескопу ALMA появилась возможность регистрировать детали наблюдаемого истечения вещества с гораздо большей четкостью, чем раньше. Это значит, что с полным составом антенной решетки нас, несомненно, ждет много сюрпризов и открытий. ALMA, несомненно, совершит революцию в науке об образовании звезд"!

[1] Астрономы Джордж Хербиг (George Herbig) и Гильермо Аро (Guillermo Haro) не были первыми, кто увидел один из тех объектов, которые теперь носят их имя. Но они первыми подробно исследовали спектры этих странных небесных тел и поняли, что это не просто скопления газа и пыли, отражающие звездный свет или светящиеся под воздействием ультрафиолетового излучения молодых звезд, но объекты нового класса, в которых большую роль играют ударные волны, созданные в областях звездообразования веществом, с огромной скоростью выбрасываемым из молодых звезд.

ALMA (Большая Атакамская Миллиметровая / субмиллиметровая Решетка -- The Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) – международный астрономический инструмент, продукт партнерства ученых Европы, Северной Америки и Восточной Азии, при участии Республики Чили. Строительство и эксплуатацию ALMA ведут от Европы ESO, от Северной Америки Национальная радиоастрономическая обсерватория (NRAO), и от Восточной Азии Национальная астрономическая обсерватория Японии (NAOJ). Организационно строительство, пуско-наладочные работы и эксплуатация ALMA совместно управляются в рамках Объединенной Обсерватории ALMA (The Joint ALMA Observatory, JAO).

Исследование представлено в статье "ALMA Observations of the HH 46/47 Molecular Outflow" by Héctor Arce et al, которая выйдет в Astrophysical Journal.

Состав группы исследователей: Héctor G. Arce (Yale University, New Haven, USA), Diego Mardones (Universidad de Chile, Santiago, Chile), Stuartt A. Corder (Joint ALMA Observatory, Santiago, Chile), Guido Garay (Universidad de Chile), Alberto Noriega-Crespo (Infrared Processing and Analysis Center, California Institute of Technology, Pasadena, USA) и Alejandro C. Raga (Instituto de Ciencias Nucleares, Mexico).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе принимают участие 15 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Объединенное Королевство, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT, (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером в революционном проекте астрономического телескопа ALMA – крупнейшем из существующих астрономических проектов. В настоящее время ESO планирует строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Сверхкрупного Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо».