Kids

eso1341ru — Фото-релиз

Холодное сияние звездообразования

Вошла в строй новая мощная камера на телескопе APEX

25 сентября 2013 г.

На телескопе APEX (Atacama Pathfinder Experiment) успешно смонтирован новый приемник ArTeMiS. APEX -- 12-метровый телескоп миллиметрового и субмиллиметрового диапазона (то есть, работающий в области между светом и радиоволнами) в пустыне Атакама. С новой камерой уже получен замечательный снимок туманности Кошачья Лапа.

ArTeMiS [1] – новая широкоугольная камера субмиллиметрового диапазона, которая станет главным дополнением арсенала приемников телескопа APEX и позволит добиться дальнейшего увеличения его проницающей и разрешающей силы. Составной приемник нового поколения ArTeMIS больше напоминает ПЗС-камеру, чем приемник предшествующего поколения. Теперь широкоугольные карты неба будут получаться быстрее и с гораздо большим количеством пикселей.

Пуско-наладочной бригаде [2], устанавливавшей камеру ArTeMIS на телескопе, не повезло с погодой. Сильнейший снегопад на плато Чахнантор почти похоронил под снегом здание пульта управления телескопом APEX. С помощью персонала Центра технической поддержки телескопа ALMA и сотрудников APEX бригада оттранспортировала ящики с блоками ArTeMiS к телескопу по временной подъездной дороге, лавируя между сугробами, и в конце концов сумела собрать инструмент, установить криостат и смонтировать камеру на телескопе.

Чтобы протестировать новый инструмент, группе пришлось ждать сухой погоды, так как в субмиллиметровом диапазоне длин волн, для которого предназначена камера ArTeMiS, излучение очень сильно поглощается водяным паром в атмосфере Земли. Но время пришло, и тестовые наблюдения были успешно выполнены. После тестирования и приемки ArTéMiS уже был использован в нескольких научных проектах. Одной из его целей стала область звездообразования NGC 6334 (Кошачья Лапа) в южном созвездии Скорпиона. Новый снимок, полученный с ArTeMiS, значительно более высокого качества, чем прежние изображения этой области, сделанные телескопом APEX.

Сейчас тестирование приемника ArTeMiS завершено и камера вернется в Саклэ (Франция), где на ней будут смонтированы добавочные детекторы. Весь коллектив разработчиков и изготовителей камеры, пуско-наладочная бригада и астрономы очень довольны результатами пробных наблюдений с новым приемником. Эти результаты, которые не могли бы быть получены без помощи и поддержки персонала телескопа APEX, вознаградили ученых и инженеров за многолетний тяжелый труд.

[1] Аббревиатура ArTeMiS означает «Architectures de bolomètres pour des Télescopes à grand champ de vue dans le domaine sub-Millimétrique au Sol» (Болометрические решетки приемников для широкоугольных субмиллиметровых наземных телескопов).

[2] Состав пуско-наладочной бригады CEA: Philippe André, Laurent Clerc, Cyrille Delisle, Eric Doumayrou, Didier Dubreuil, Pascal Gallais, Yannick Le Pennec, Michel Lortholary, Jérôme Martignac, Vincent Revéret, Louis Rodriquez, Michel Talvard и François Visticot.

Телескоп APEX (The Atacama Pathfinder Experiment) – совместный проект Института радиоастрономии Макса Планка (MPIfR), Космической обсерватории Онсала (OSO) и Европейской Южной обсерватории (ESO). Эксплуатация телескопа на плато Чахнантор доверена ESO.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе принимают участие 15 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Объединенное Королевство, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT, (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером в революционном проекте астрономического телескопа ALMA – крупнейшем из существующих астрономических проектов. В настоящее время ESO планирует строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Сверхкрупного Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо».