eso1342ru — Организационный релиз

Выберите язык:

В обсерваторию доставлена последняя антенна решетки ALMA

Теперь все 66 антенн ALMA на месте

1 октября 2013 г.

Последняя из 66 антенн гигантского составного телескопа миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) на днях доставлена в обсерваторию ALMA. 12-метровая «тарелка» изготовлена европейским консорциумом AEM. Всего из Европы было поставлено 25 антенн -- самый крупный контракт в истории ESO.

Эта антенна – шестьдесят шестая и последняя из всех, которых ждали в обсерватории. Страны Северной Америки обеспечили 25 12-метровых антенн, Восточной Азии -- 16 (четыре 12-метровых и двенадцать 7-метровых). Согласно проекту, к концу нынешнего 2013 года все 66 сверхточных антенн миллиметрового/субмиллиметрового диапазона будут работать вместе как единое целое, образуя один гигантский радиотелескоп. Антенная решетка протянется на 16 километров по плато Чахнантор в высокогорной пустыне Атакама в северном Чили.

Обсерватория ALMA была торжественно открыта президентом Чили Себастьяном Пиньерой в марте 2013 г. (eso1312). К этому моменту все основные системы телескопа были приведены в рабочее состояние и гигантский инструмент формально перешел из фазы строящегося в стадию действующего телескопа.

Доставка последней антенны окончательно ставит точку в истории строительства ALMA [1]. Теперь все 66 антенн готовы к научным исследованиям, которые откроют новую эру астрономических открытий. “Это важная веха для обсерватории ALMA – теперь астрономы Европы и всего мира могут использовать всю мощь нового телескопа, его высочайшую чувствительность и огромную светсобирающую площадь”, -- говорит Вольфганг Вильд (Wolfgang Wild), европейский руководитель проекта ALMA.

Доставка последней антенны из Европы знаменует и успешное выполнение самого крупного из всех контрактов, заключенных ESO за все ее историю. Контракт с консорциумом AEM [2] включал в себя проектирование, изготовление, транспортировку и сборку на месте всех 25 европейских антенн .

Телескоп ALMA помогает астрономам искать ответ на множество важнейших вопросов, в том числе на вопрос о происхождении жизни в космосе. ALMA регистрирует излучение Вселенной на миллиметровых и субмиллиметровых волнах, то есть, промежуточное между инфракрасным и радиоизлучением. Эти волны испускают и самые холодные, и самые удаленные от нас космические объекты в том числе холодные газо-пылевые облака, в которых зарождаются новые звезды, а также далекие галактики у самого края наблюдаемой Вселеннной.

На субмиллиметровых длинах волн Вселенная исследована относительно мало. Телескопам, работающим в этом диапазоне спектра, требуется исключительно сухая атмосфера, такая, как на плато Чахнантор, большое число антенн и передовая технология приемников излучения. Телескоп ALMA еще до завершения своего строительства широко использовался в различных научных проектах и продемонстрировал свой огромный потенциал: на материалах этих наблюдений было опубликовано много замечательных научных результатов (см. eso1336eso1334eso1333eso1331eso1325eso1318eso1313 и eso1234).

[1] ESO также руководила строительством отеля «Residencia», где будут жить ученые, приезжающие в обсерваторию.

[2] В консорциум AEM входят компании Thales Alenia Space, European Industrial Engineering и MT-Mechatronics.

ALMA (Большая Атакамская Миллиметровая / субмиллиметровая Решетка -- The Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) – международный астрономический инструмент, продукт партнерства ученых Европы, Северной Америки и Восточной Азии, при участии Республики Чили. Строительство и эксплуатацию ALMA ведут от Европы ESO, от Северной Америки Национальная радиоастрономическая обсерватория (NRAO), и от Восточной Азии Национальная астрономическая обсерватория Японии (NAOJ). Организационно строительство, пуско-наладочные работы и эксплуатация ALMA совместно управляются в рамках Объединенной Обсерватории ALMA (The Joint ALMA Observatory, JAO).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе принимают участие 15 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Объединенное Королевство, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT, (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером в революционном проекте астрономического телескопа ALMA – крупнейшем из существующих астрономических проектов. В настоящее время ESO планирует строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Сверхкрупного Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо».