Kids

eso1343ru — Фото-релиз

Выберите язык:

Туманность «Пивная кружка» крупным планом

9 октября 2013 г.

Исключительно богатый деталями снимок туманности Пивная кружка (Toby Jug Nebula), облака газа и пыли вокруг звезды -- красного гиганта, получен с Очень Большим Телескопом ESO (VLT). На снимке видна характерная арочная структура туманности, которая, оправдывая свое название, действительно смахивает по форме на кружку или кувшин с ручкой.

Туманность Пивная кружка (или, более формально, IC 2220) расположена в 1200 световых годах  от Земли в южном созвездии Киля (Carina) и является примером отражательной туманности. Это газо-пылевое облако, освещаемое изнутри красным гигантом HD 65750 – звездой, впятеро превышающей по массе наше Солнце. Несмотря на свою сравнительную молодость – ей около 50 миллионов лет – эта звезда находится на гораздо более поздней стадии своего развития, чем наше светило [1].

Выбрасывая часть своей массы в окружающее пространство, красный гигант создал вокруг себя остывающее облако газа и пыли -- туманность. Пылевой компонент ее состоит из углерода и простых, устойчивых к нагреву частиц двуокиси титана и окиси кальция (известняка). В данном случае детальное изучение объекта в инфракрасных лучах указывает и на присутствие двуокиси кремния (кремнезема), который, скорее всего, и отражает свет звезды.

IC 2220 можно видеть только потому, что свет звезды отражается от частиц пыли. Почти симметричная структура туманности напоминает бабочку с размахом крыльев около одного светового года. Эта фаза жизни звезд очень коротка и поэтому такие объекты встречаются редко.

Звезды превращаются в красных гигантов, когда они стареют и приближаются к конечным стадиям своего развития. Тогда в них уже почти полностью заканчиваются запасы водорода – топлива для ядерных реакций, которые идут в недрах звезды на протяжении почти всей ее жизни. Атмосфера звезды на этой стадии расширяется до огромных размеров. У таких звезд, как HD 65750, начинается ядерное горение гелиевой оболочки снаружи углеродно-кислородного ядра. Иногда это происходит одновременно с продолжающимся горением водорода в слое, расположенном ближе к поверхности звезды.

Через миллиарды лет Солнце тоже раздуется и станет красным гигантом. Вероятно, его атмосфера распространится далеко за пределы нынешней орбиты Земли, и все внутренние планеты Солнечной системы окажутся внутри своей материнской звезды. Землю ждет довольно печальная судьба: сначала жесткое излучение и сильный солнечный ветер, которыми будет сопровождаться процесс раздувания Солнца, постепенно уничтожат все следы жизни на Земле и превратят в пар всю воду ее морей и океанов, а затем и вся наша планета расплавится и испарится без остатка.

Название «Пивная кружка» дали туманности IC 2220 британские астрономы Пол Марден (Paul Murdin), Дэвид Аллен (David Allen) и Дэвид Мэлин (David Malin). Им показалось, что в молодости они часто пили пиво из похожих по форме на этот космический объект старинных английских пивных кружек или кувшинов в форме сидящего человека (Toby Jug).

Изображение получено в рамках программы «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems) [2].

[1] Звезды с большей массой проходят свой жизненный путь гораздо быстрее, чем менее массивные, такие , как Солнце, чья жизнь длится миллиарды, а не миллионы лет.

[2] Программа «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems programme) – просветительская и образовательная инициатива, целью которой является получение и публикация изображений интересных, загадочных или просто красивых космических объектов на телескопах ESO. Для этого используется только то время, когда телескоп в силу каких-то причин не может ввести научные наблюдения. Все полученные в рамках этой программы данные могут использоваться и для научных целей и предоставляются астрономам через Научный архив ESO.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе принимают участие 15 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Объединенное Королевство, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT, (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером в революционном проекте астрономического телескопа ALMA – крупнейшем из существующих астрономических проектов. В настоящее время ESO планирует строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Сверхкрупного Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо».