Kids

eso1348ru — Фото-релиз

Рождение и смерть звезд

27 ноября 2013 г.

Большое Магелланово Облако – одна из ближайших к нам галактик. Астрономы воспользовались мощью Очень Большого Телескопа ESO (VLT), чтобы исследовать один из ее малоизвестных уголков. На этом новом снимке – облака газа и пыли, в которых рождаются новые горячие звезды. Под воздействием их излучения окружающее их вещество образует причудливые формы. Но на снимке видны и последствия смерти звезды — волокна, образовавшиеся при взрыве сверхновой.

Большое Магелланово Облако, одна из ближайших соседних с нашей галактик, расположено всего в 160 000 световых лет от нас (eso1311) в созвездии Золотой Рыбы (Dorado). В нем активно образуются новые звезды – области их формирования настолько яркие, что некоторые из них можно даже видеть с Земли невооруженным глазом, как например, туманность Тарантул (eso1033). На новом снимке, полученном с Очень Большим Телескопом ESO (VLT) в обсерватории Паранал в Чили, видна туманность NGC 2035 (справа), которую еще иногда называют «Драконова Голова».

NGC 2035 представляет собой так называемую HII-область, или эмиссионную туманность. Она состоит из облаков газа,  свечение которых вызывается высокоэнергетическим излучением близлежащих молодых звезд. Это излучение срывает с орбит в атомах газа электроны, которые затем рекомбинируют с другими атомами и испускают при этом световые кванты. С газом перемешаны темные облака пыли, которые поглощают, а не излучают свет: их присутствием объясняются темные волокна и полосы на светлом фоне туманности.

Волокнообразные образования в левой части снимка являются результатом не звездообразования, а смерти звезды. Они были созданы в процессе события, которое относится к наиболее высокоэнергетическим во Вселенной — к вспышке сверхновой звезды [1]. Эти вспышки настолько мощные, что часто оказываются ярче всей галактики, в которой они происходят; затем их блеск постепенно, в течение нескольких недель или месяцев спадает (см. также eso1315 и potw1323a).

Глядя на снимок, возможно, нелегко представить себе истинный размер этих облаков: несколько сотен световых лет в поперечнике. К тому же, они лежат далеко за пределами нашей Галактики. Большое Магелланово Облако само по себе имеет гигантские размеры, но в сравнении с нашей Галактикой они все же довольно скромные, всего 14 000 световых лет, примерно вдесятеро меньше Млечного Пути.

Снимок получен с использованием приемника FORS (FOcal Reducer and low dispersion Spectrograph) в рамках программы «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems) [2].

[1] Остаток вспышки сверхновой, видимый на этом снимке, имеет обозначение SNR 0536-67.6.

[2] Программа «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems) предполагает получение на телескопах ESO с образовательной и общественно-просветительской целью изображений интересных, загадочных или визуально привлекательных объектов. Программа выполняется на телескопах в такое время, которое не может быть использовано для научных наблюдений. Все полученные данные хранятся в архиве научных данных ESO и при необходимости могут использоваться астрономами.