Kids

eso1403ru — Фото-релиз

Сокровищница Обзорных телескопов

Снимки Туманности Лагуна на VST

22 января 2014 г.

Это необыкновенно детальное изображение Туманности Лагуна получено с Обзорным телескопом VLT (VST) в обсерватории ESO Паранал в Чили. В гигантском облаке газа и пыли образуются яркие молодые звезды и звездные скопления. И это фото -- лишь небольшая часть одного из одиннадцати общедоступных обзоров неба, которые сейчас выполняются телескопами ESO. Вместе они составят огромный фонд данных, которые будут находиться в свободном доступе и использоваться мировым астрономическим сообществом.

Туманность Лагуна, известная еще как Мессье 8 – интереснейший объект, находящийся на расстоянии около 5000 световых лет от нас в созвездии Стрельца (Sagittarius). Это гигантское (100 световых лет в поперечнике) газо-пылевое облако, в котором формируются новые звезды [1]. Новое широкоугольное изображение шириной в 16 000 пиксель получено с Обзорным телескопом VLT (VST), одним из двух специальных телескопов с большим полем в обсерватории ESO Паранал в северном Чили. Версия снимка с переменным масштабом позволяет зрителю исследовать все углы и закоулки этого удивительного объекта.

При получении этого снимка VST не был специально нацелен на Лагуну – изображение было получено как часть обширного обзора неба VPHAS+, площадь покрытия которого значительно превышает видимую площадь Млечного Пути. VPHAS+ -- лишь один из трех обзоров неба, выполняемых VST в видимых лучах. Эти обзоры дополняются шестью другими, выполняемыми в инфракрасном диапазоне спектра обзорным телескопом VISTA.

Целью обзоров неба являются ответы на многие важные вопросы современной астрономии. В их числе природа темной энергии, поиск ярких квазаров в ранней Вселенной, зондирование структуры Млечного Пути, поиски в нем необычных и скрытых объектов, детальное изучение соседних с нами Магеллановых Облаков, и многое другое. Как показывает история астрономии, в ходе обзоров часто происходят неожиданные открытия, которые играют критическую роль в развитии нашей науки.

Кроме отмеченных девяти обзоров неба с телескопами VISTA и VST, с другими телескопами ESO выполняются еще две обзорных работы. Одна из них, Gaia-ESO Survey, делается с Очень Большим Телескопом на Паранале; целью обзора является картографирование свойств более, чем 100 000 звезд в Млечном Пути. Другая (PESSTO) заключается в поиске и мониторинге транзиентных объектов, таких как сверхновые, с Телескопом Новой Технологии на обсерватории Ла Силья [2].

Некоторые из этих обзоров были начаты еще в 2010 г., другие значительно позже. Все данные, полученные в ходе этих работ, сейчас делаются общедоступными и астрономы всего мира  смогут использовать их через ESO's archive [3].

Несмотря на то, что обзоры еще не закончены, они уже сейчас позволяют астрономам делать многочисленные открытия. Вот лишь несколько примеров таких новых результатов: звездные скопления, открытые в ходе обзора VVV (eso1128eso1141), лучшая на сегодняшний день карта центральной части Млечного Пути (eso1242eso1339), сверхглубокий обзор инфракрасного неба (eso1213) и совсем недавнее открытие самых далеких из известных сейчас квазаров в рамках обзора VISTA VIKING.

Работы по составлению общедоступных обзоров неба ESO будут продолжаться еще много лет, и их ценность для астрономической науки будет сохраняться десятилетиями.

[1] В ESO в прошлом уже было получено несколько поразительных изображений этого объекта. Самое замечательное из них — гигантское 370-мегапиксельное поле, являющееся частью проекта GigaGalaxy Zoom (eso0936). В ходе выполнения обзора VVV survey с телескопом VISTA был также получен инфракрасный снимок Лагуны (eso1101), совершенно непохожий на изображение, приведенное здесь.

[2] Больше информации обо всех одиннадцати обзорах неба ESO можно найти здесь. Подробное описание современного состояния всех проектов и полученных на сегодня в их рамках результатов дано в специально посвященном этой теме разделе последнего ESO Messenger.

[3] Также доступен общий свод опубликованных данных по всем одиннадцати общедоступным обзорным проектам ESO.