Kids

eso1411ru — Фото-релиз

Выберите язык:

«Серийный убийца» в мире галактик

2 апреля 2014 г.

На новом снимке, полученном на 2.2-метровом телескопе MPG/ESO в обсерватории ESO Ла Силья в Observatory in Чили – две соседних галактики: NGC 1316 и NGC 1317. Они расположены довольно близко друг к другу, но имеют разную историю. Жизнь менее крупной спиральной галактики NGC 1317 была небогата событиями, в то время, как NGC 1316 за свою бурную историю поглотила несколько других галактик, и следы этих битв видны на ней до сих пор.

Несколько деталей в структуре NGC 1316 свидетельствуют о ее неспокойном прошлом. Например, необычные пылевые полосы [1] внутри гораздо больших по масштабу скоплений звезд, или популяция необычно маленьких шаровых звездных скоплений. Все это говорит о том, что примерно три миллиарда лет назад NGC 1316 поглотила богатую пылью спиральную галактику.

Еще вокруг NGC 1316 заметны очень слабые приливные «хвосты» — сгустки вещества и остатки оболочек, выброшенные звездами, которые были сорваны со своих орбит и выброшены в межгалактическое пространство. Эти детали образовались вследствие сложных гравитационных воздействий на звезды при слишком тесном сближении галактик. Все эти признаки являются свидетельствами захвата галактикой NGC 1316 других галактик и заставляют предполагать, что разрушительное поведение этой звездной системы продолжается.

NGC 1316 находится примерно в 60 миллионах световых лет от Земли в южном созвездии Печи (Fornax). Она имеет еще обозначение Fornax A, отражающее тот факт, что она является самым ярким радиоисточником в этом созвездии. По яркости в радиодиапазоне этот объект занимает четвертое место на всем земном небе [2]. Его радиоизлучение связано с выделением энергии веществом, падающим на сверхмассивную черную дыру в центре этой галактики. Вероятно, добавочное «топливо» для этого поступает от взаимодействия с другими галактиками в процессе их поглощения.

Это необыкновенно детальное изображение получено с 2.2-метровым телескопом MPG/ESO в обсерватории ESO Ла Силья в Чили и представляет собой наложение многих индивидуальных снимков из архива ESO. Целью наблюдений было обнаружение наиболее слабых деталей и исследование разрушительных процессов в этой интереснейшей звездной системе.

В виде дополнительного бонуса на этом снимке можно также видеть объекты далекой Вселенной, расположенные гораздо дальше, чем две ярких галактики на переднем плане. Большинство слабых туманных пятнышек на снимке являются далекими галактиками; слева от NGC 1316 наблюдается особенно плотная их концентрация.

[1] Эти пылевые полосы можно разглядеть в деталях на снимке, полученном с Космическим телескопом Хаббла NASA/ESA.

[2] Это относится только к радиочастоте 1400 МГц; на разных частотах относительные яркости радиоисточников различны.