Kids

eso1412ru — Фото-релиз

Выберите язык:

Небесное алмазное кольцо: результат случайной проекции

9 апреля 2014 г.

Это захватывающе прекрасное изображение планетарной туманности PN A66 33, более известной как Abell 33, получено на Очень Большом Телескопе ESO в Чили. По чистой случайности этот светящийся голубой пузырь, который образовался, когда стареющая звезда сбросила свои внешние слои, оказался фоном для яркой звезды, расположенной на том же луче зрения ближе к нам. Получилось что-то вроде алмазного обручального кольца необыкновенной красоты и симметрии.

Большинство звезд с массами, близкими к солнечной, оканчивают свою жизнь как белые карлики — маленькие, сверхплотные и горячие светила, медленно остывающие на протяжении миллиардов лет. На пути к этой завершающей стадии своего существования звезды сбрасывают свои атмосферы в окружающее пространство, в результате чего вокруг маленьких и ярких звездных ядер образуются разноцветные светящиеся газовые облака – планетарные туманности.

На снимке, полученном с Очень Большим Телескопом ESO (VLT) – расположенная в 2500 световых годах от Земли планетарная туманность Abell 33. Она имеет идеально круглую форму, что необычно для таких объектов — как правило, что-то всегда нарушает идеальную симметрию и планетарные туманности чаще бывают иррегулярными [1].

Ослепительно яркая звезда оказалась на самой кромке туманности в результате случайной проекции. На деле эта звезда -- HD 83535 – лежит примерно на середине пути от Земли к туманности Abell 33. Но в результате у нас на небе сияет это алмазное кольцо.

То, что осталось после сброса оболочки от материнской звезды Abell 33 – звездное ядро, постепенно превращающееся в белого карлика, можно разглядеть в виде крохотного белого пятнышка внутри туманности, вблизи центра снимка. Эта звезда еще интенсивно излучает — она ярче нашего Солнца — и ее мощный ультрафиолетовый поток заставляет светиться сброшенную газовую оболочку вокруг нее [2].

Abell 33 – всего один из 86 объектов, которые астроном Джордж Эйбелл (George Abell) в 1966 году включил в свой каталог планетарных туманностей (Abell Catalogue of Planetary Nebulae). Эйбелл к тому же искал на небе скопления галактик, в результате чего более 4000 таких скоплений как в северном, так и в южном полушариях неба вошли в его каталог скоплений галактик Эйбелла .

Данный снимок получен в рамках программы «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems) [3] с инструментом FORS (FOcal Reducer and low dispersion Spectrograph), смонтированным на VLT .

[1] Асимметрию могут вызвать, например, особенности вращения звезды, или то, что центральная звезда туманности является компонентом двойной или кратной звездной системы.

[2] На этом очень четком снимке центральная звезда выглядит двойной. Пока неизвестно, является ли эта двойственность реальной или это тоже результат случайной проекции.

[3] Программа «Космические сокровища ESO»  (ESO Cosmic Gems) – просветительская инициатива, целью которой является получение изображений интересных, загадочных или просто визуально привлекательных объектов с телескопами ESO, с последующим использованием этих снимков в образовательно-просветительских целях. Снимки программы делаются в то время, когда использование телескопов в научных целях невозможно. Все получаемые в рамках этой программы данные могут использоваться астрономами и доступны через научный архив ESO.