Kids

eso1413ru — Фото-релиз

Выберите язык:

Этюд в багровых тонах

16 апреля 2014 г.

На новом снимке, полученном в обсерватории ESO Ла Силья – гигантское водородное облако Gum 41. Яркие и горячие молодые звезды, лежащие в центре этой малоизвестной туманности, испускают высокоэнергетическое излучение, под воздействием которого окружающий их водород светится характерным красноватым свечением.

В этой области южного неба в созвездии Центавра (Centaurus) расположено много ярких туманностей, каждая из которых связана с горячими новорожденными звездами, образовавшимися из облаков водорода. Интенсивное излучение этих звезд возбуждает водород, оставшийся в их окрестностях, и заставляет его светиться характерным красным светом – картина, обычная в областях звездообразования. Известный пример такого физического явления – туманность Лагуна (eso0936).

Туманность на приведенном здесь фото расположена примерно в 7300 световых годах от Земли. Австралийский астроном Колин Гам (Colin Gum) открыл ее на фотографиях, полученных в обсерватории Маунт Стромло недалеко от Канберры, и включил в свой каталог 84-х эмиссионных туманностей , опубликованный в 1955 году. Вообще-то, Gum 41 представляет собой небольшую часть гигантской структуры, называемой туманностью Лямбда Центавра или Туманностью Бегущего Цыпленка (Running Chicken Nebula). Еще одной части этой большой туманности был посвящен релиз eso1135. В 1960 году Колин Гам еще совсем молодым трагически погиб, катаясь на лыжах в Швейцарии.

На нашем снимке облака, составляющие Gum 41, выглядят плотными и яркими, но это впечатление обманчиво. В действительности они такие разреженные, что воображаемые космические путешественники, пролетая сквозь туманность или находясь рядом с ней, скорее всего, вообще не заметили бы ее присутствия. Именно поэтому столь крупный объект не был обнаружен на небе до самой середины двадцатого века — его слабое поверхностное свечение распределено по большой площади, а красный оттенок проявляется только при фотографическом накоплении.

Новый «портрет» туманности Gum 41 — вероятно, одно из лучших на сегодняшний день изображений этого замечательного объекта — получен с помощью широкоугольной камеры WFI (Wide Field Imager) на 2.2-м телескопе MPG/ESO в обсерватории Ла Силья в Чили. Он представляет собой комбинацию снимков, сделанных через синий, зеленый и красный фильтры и через специальный фильтр, центрированный на длину волны красного свечения водорода.