Kids

eso1416ru — Фото-релиз

Выберите язык:

Звездное скопление в кильватере Киля

21 мая 2014 г.

На этом новом цветном снимке, полученном с 2.2-метровым телескопом MPG/ESO в обсерватории ESO Ла Силья в Чили – звездное скопление NGC 3590. Его звезды ярко сияют на фоне живописно разбросанных темных пятен пыли и разноцветных облаков светящегося газа. Это маленькая группа звезд дает астрономам ключ к пониманию того, как звезды образуются и эволюционируют, а заодно помогает разобраться в структуре спиральных рукавов нашей Галактики.

NGC 3590 – маленькое рассеянное (по английской терминологии -- «открытое») звездное скопление, расположенное на расстоянии около 7500 световых лет от Земли в созвездии Киля (Carina). В нем несколько десятков звезд, не слишком жестко связанных между собой силами взаимного притяжения. Возраст скопления – примерно 35 миллионов лет.

Но это скопление не просто живописный космический объект: оно приносит астрономам большую пользу. Изучая его (и другие близкие к нему), астрономы могут исследовать свойства спирального диска нашей Галактики Млечного Пути. Дело в том, что скопление NGC 3590 расположено в самом крупном из отдельных участков спиральной ветви Галактики, которые возможно наблюдать из той точки Галактики, в которой мы находимся: в «спиральной детали Киля» (Carina spiral feature).

У Млечного Пути имеется несколько спиральных рукавов, или ветвей – длинных искривленных «потоков» газа и звезд, берущих начало в центре Галактики. Эти ветви — две главных, состоящих в основном из звезд, и две менее густонаселенных малых — обозначаются названиями тех созвездий, в которых они наиболее ясно видны [1]. Спиральная деталь Киля видна с Земли как густо наполненный звездами участок неба в малой спиральной ветви Киля-Стрельца.

Название «спиральный рукав Киля» случайно оказалось очень подходящим — ведь спиральные ветви галактик представляют собой не что иное, как волны плотности газа и звезд, распространяющиеся в галактическом диске, давая начало вспышкам звездообразования и оставляя за собой в кильватере такие скопления, как NGC 3590. Отыскивая и наблюдая молодые звезды -- такие, как те, что входят в NGC 3590, -- можно определять расстояния до различных частей этого спирального рукава, что позволяет представить себе его структуру.

В типичном рассеянном скоплении может быть от нескольких десятков до нескольких тысяч звезд, исследование которых помогает астрономам понять принципы звездной эволюции. Ведь звезды в таких скоплениях, как NGC 3590 рождены в одно и то же время из одного и того же газового облака, и это обстоятельство делает такие скопления идеальными природными лабораториями для тестирования различных теорий происхождения и развития звезд.

На этом снимке, полученном с широкоугольной камерой Wide Field Imager (WFI) на 2.2-метровом телескопе MPG/ESO в обсерватории Ла Силья, видно скопление NGC 3590 вместе с окружающими его облаками газа, светящимися оранжевым и красным светом под воздействием излучения близкорасположенных горячих звезд. Благодаря большому полю камеры WFI на снимке также видно огромное количество звезд поля.

Чтобы получить это изображение, были проведены многократные наблюдения скопления с различными цветовыми фильтрами. Затем полученные в видимых и инфракрасных фильтрах изображения были скомбинированы и при помощи еще одного специального фильтра выделен участок спектра, в котором происходит свечение водорода.

[1] Четыре спиральных ветви Галактики называются ветвями (рукавами) Киля-Стрельца, Наугольника, Щита-Центавра и Персея.