Kids

eso1420ru — Фото-релиз

Выберите язык:

Как неблагодарное звездное дитя сначала строит, а потом разрушает свою космическую колыбельку

2 июля 2014 г.

В космическом газово-пылевом облаке Gum 15 рождаются и живут молодые горячие звезды. С момента своего рождения они начинают менять форму своей материнской туманности и, постепенно взрослея, в конце концов приведут ее к гибели.

Этот снимок сделан камерой Wide Field Imager на 2.2-метровом телескопе MPG/ESO обсерватории Ла Силья в Чили в рамках программы «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems[1]. Туманность Gum 15 в созвездии Парусов (Vela), расположенная примерно в 3000 световых лет от Земли [2] -- яркий образец области HII [3]. Некоторые из самых живописных объектов на небе относятся именно к этому классу, например, Туманность Орел, содержащая известную деталь под названием “Столпы Творения”, знаменитая Туманность Ориона, и эта менее известная Gum 15.

Водород (H) – один из самых распространенных элементов во Вселенной. Его можно найти практически в любом участке пространства, исследуемом астрономами. Области HII отличаются тем, что в них содержится много ионизованного водорода — водородных атомов, с которых их электронные оболочки сорваны высокоэнергетическими ультрафиолетовыми световыми частицами (фотонами). Когда ионизованные ядра водорода снова соединяются с электронами, они испускают свет на различных характеристических длинах волн. Именно поэтому такие туманности, как Gum 15, светятся красноватым светом — они излучают в красной водородной линии Hα.

Фотоны, ионизирующие водород в областях HII, излучаются находящимися в этих же туманностях молодыми горячими звездами. Gum 15 не является исключением – одну из таких звезд мы видим в центре снимка. Это HD 74804, самый яркий член звездного скопления Collinder 197.

Клочковатая, неправильная структура туманности Gum 15, которая и делает этот объект столь живописным, тоже обычна для областей HII и тоже является результатом воздействия на туманность находящихся в ней звезд. Разнообразные формы областей HII объясняются нерегулярным распределением звезд и газа внутри них. Gum 15 выглядит  еще необычнее из-за раздвоенного темного пятна – непрозрачного пылевого облака, заметного в центре снимка, и пересеченного туманным голубым свечением. Эта пылевая деталь делает нашу туманность похожей на более крупную и яркую Трехраздельную Туманность (Trifid Nebula), она же Messier 20, хотя в нашем случае больше подошло бы название «Двураздельная».

Такая область HII за несколько миллионов лет может породить тысячи звезд. Некоторые из них заставляют ее светиться и формируют ее очертания, и именно они в конце концов разрушат ее. Как только новорожденные звезды выходят из стадии младенчества, самые крупные из них начинают извергать потоки частиц – звездный ветер , который лепит причудливые фигуры из окружающего их газа и рассеивает его в пространстве. А когда самые массивные из этих звезд подойдут к концу своего жизненного пути, Gum 15 умрет вместе с ними. Некоторые звезды так велики, что они в конце концов взорвутся как сверхновые, и с этими взрывами в пространстве рассеятся последние остатки области HII, а на месте туманности останется лишь скопление молодых новорожденных звезд.

[1]  Программа «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems) состоит в получении на телескопах ESO с образовательно-просветительской целью изображений интересных, загадочных или просто красивых космических объектов. Для этой программы используется время, в которое по каким-либо причинам нельзя вести научные наблюдения. Снимки программы можно использовать и для научных целей; астрономы могут получить к ним доступ через научный архив ESO.

[2] Это обозначение дано по имени австралийского астронома Колина Гама (Colin Gum), который в 1955 году выпустил каталог областей HII.

[3] Области HII (произносится «аш-два» или «эйч-ту») – это огромные облака газа и пыли, в которых происходят вспышки звездообразования и располагаются новорожденные звезды.