Kids

eso1430ru — Фото-релиз

Звездное скопление «Дикие Гуси»

1 октября 2014 г.

Этот прекрасный снимок, усеянный голубыми звездами, сделан широкоугольной камерой Wide Field Imager, установленной на 2.2-метровом телескопе MPG/ESO в обсерватории ESO Ла Силья в Чили. Это фото одного из самых богатых звездами рассеянных звездных скоплений Мессье 11 (Messier 11), называемого еще NGC 6705 или Скопление «Дикие Гуси» (Wild Duck Cluster).

Мессье 11 – рассеянное или открытое звездное скопление (такие скопления еще иногда называют галактическими), расположенное в 6000 световых лет от нас в созвездии Щита (Scutum). Его открыл немецкий астроном Готтфрид Кирх (Gottfried Kirch) в 1681 г. в Берлинской обсерватории; в его телескоп оно выглядело просто туманным сгустком. Только в 1733 г. этот сгусток был разрешен на звезды преподобным Уильямом Дерэмом (William Derham) из Англии. В 1764 г. Шарль Мессье (Charles Messier) включил его в свой знаменитый каталог.

Мессье был охотником за кометами, и его каталог стал результатом досады, которую Мессье испытывал, постоянно натыкаясь на небе на находящиеся на одних и тех же местах диффузные объекты, похожие на кометы (многие из них, как мы теперь знаем, были звездными скоплениями, галактиками и туманностями). Он решил записать координаты этих объектов, чтобы, снова и снова натыкаясь на них при наблюдениях, не принимать их за новые кометы. Данное звездное скопление получило в этом списке номер Messier 11.

Рассеянные (открытые) скопления, как правило, находятся в ветвях спиральных галактик или в более плотных частях неправильных галактик, где все еще происходит звездообразование. Messier 11 – одно из самых богатых звездами и компактных рассеянных скоплений, его поперечник достигает почти 20 световых лет, а количество звезд в нем близко к 3000. Рассеянные скопления сильно отличаются от шаровых скоплений – очень плотных, тесно связанных гравитацией, содержащих сотни тысяч очень старых звезд, некоторые из которых почти так же стары, как и сама Вселенная.

Изучение рассеянных скоплений – прекрасный способ протестировать теории звездной эволюции, так как в них звезды образовались из одного и того же материнского газо-пылевого облака и поэтому очень похожи друг на друга: все они примерно одного возраста, химического состава, и все на одном и том же расстоянии от Земли. Однако, массы у звезд в скоплении разные, причем более массивные звезды эволюционируют гораздо быстрее, чем их маломассивные соседи, так как свой водород они сжигают гораздо скорее.

Таким образом, внутри одного скопления может быть проведено прямое сравнение между различными стадиями звездной эволюции. Например, можно установить, развивается ли старая звезда возрастом в 10 миллионов лет с массой, равной массе Солнца, таким же путем, как звезда того же возраста, но вдвое легче? В этом смысле рассеянные скопления представляют собой для астрономов настоящие «лаборатории».

Так как звезды в рассеянных скоплениях очень слабо связаны друг с другом, индивидуальные члены скоплений часто бывают выброшены из основного массива звезд из-за гравитационного взаимодействия со своими ближайшими соседями. Скоплению NGC 6705 уже по меньшей мере 250 миллионов лет, а значит, по всей вероятности,  еще через несколько миллионов лет Дикие Гуси разлетятся в разные стороны и скопление сольется с окружающим его звездным полем.

Изображение получено камерой Wide Field Imager на 2.2-м телескопе MPG-ESO в обсерватории ESO Ла Силья на севере Чили.

[1] Выразительное название скопления NGC 6705 – «Дикие Гуси» – появилось в XIX веке. При наблюдении скопления в небольшой телескоп было замечено, что самые яркие звезды образуют треугольную структуру, напоминающую летящий клин диких гусей.