eso1440ru — Организационный релиз

Строительству телескопа E-ELT дан зеленый свет

4 декабря 2014 г.

На последнем заседании главного руководящего органа ESO – Совета ESO было принято [1] решение о начале строительства сверхгигантского европейского телескопа E-ELT (European Extremely Large Telescope). Строительство будет разбито на две фазы. Утверждены расходы на первую фазу в сумме около одного миллиарда евро: эта стадия должна закончиться сооружением полностью функционирующего телескопа с набором мощных приемников. Первые наблюдения с телескопом («первый свет») должны начаться через десять лет. Ввод в строй нового супертелескопа обещает важнейшие научные открытия в области изучения экзопланет, выяснения звездного состава близлежащих галактик и исследования дальней Вселенной. В течение будущего года предполагается разместить крупнейшие в истории ESO контракты на строительство башни телескопа и его несущей конструкции (монтировки).

Сверхтелескоп E-ELT для работ в оптической и инфракрасной области спектра будет иметь апертуру (диаметр главного зеркала) 39 метров. Он будет установлен на горе Серро Армазонес в чилийской пустыне Атакама, в 20 километрах от комплекса Очень Большого Телескопа ESO (Very Large Telescope) на Серро Паранал. Он станет «величайшим оком человечества, обращенным к небу».

Pешение Совета означает, что теперь строительство телескопа можно начинать и что утверждено выделение средств на основные промышленно-строительные работы. В Чили на вершине горы Армазонес уже далеко продвинулись работы по подготовке строительной площадки. Следующие несколько лет должны быть очень волнующими”, -- сказал Тим де Зеу (Tim de Zeeuw), Генеральный директор ESO.

План строительства E-ELT был уже одобрен в целом Советом ESO в июне 2012 года, при условии, что контракты на суммы, превышающие 2 миллиона евро, могут быть заключены только если общая стоимость расходов на строительство телескопа (1083 миллиона евро в ценах 2012 года) будет обеспечена на 90%. Исключение было сделано для строительных работ по подготовке места установки телескопа, которые начались сразу после церемонии закладки в июне 2014 года и сейчас успешно продолжаются.

На текущий момент, 10% общей стоимости проекта отнесено на его вторую фазу. С учетом вступления в ESO Польши текущий уровень обеспечения расходов на строительство E-ELT превысил 90% общей суммы расходов на первую фазу проекта, результатом которой должен стать полностью функционирующий телескоп. В ближайшие годы ожидается поступление дополнительных средств от вступающей в число стран-участниц ESO Бразилии.

Чтобы не допустить пробуксовки проекта, Совет ESO принял решение начать выполнение первой фазы строительства 39-метровика, а именно, заключить контракты на сооружение башни и несущей конструкции (монтировки) телескопа. Эти контракты, крупнейшие в истории ESO, будут подписаны в конце 2015 года.

Компонентами телескопа, финансирование которых еще не выделено, являются элементы адаптивной оптической системы, некоторые детали инструментов и приемников телескопа, пять внутренних колец сегментов главного зеркала телескопа (210 зеркальных сегментов) и запасной комплект сегментов главного зеркала. Изготовление этих компонентов, задержка с введением в строй которых не понизит экстраординарного научного значения телескопа в целом,  сможет начаться в конце первой фазы проекта по мере появления дополнительного финансирования, в том числе и того, которое ожидается с вступлением Бразилии в число стран-участниц.

Для получения более подробной информации смотрите FAQ и статью в журнале Messenger.

Выделенное сейчас финансирование позволит начать строительство полностью функционирующего телескопа E-ELT – самого крупного из всех современных проектов больших телескопов, с гигантской светособирающей поверхностью и комплектом мощных инструментов. Введение в строй этого телескопа позволит исследовать характеристики внесолнечных планет земной массы, детально изучить звездное население близких галактик, выполнить сверхчувствительные наблюдения дальней Вселенной”, -- заключает Тим де Зеу.

[1] Для принятия решения было необходимо десять голосов «за». Три из четырнадцати голосов были поданы ad referendum, что означает, что они, являясь положительными, должны быть утверждены правительствами этих стран-участниц до следующего заседания Совета.