Kids

eso1501ru — Фото-релиз

Where Did All the Stars Go? *)

Темное облако заслонило собой сотни звезд

7 января 2015 г.

На интригующем новом снимке из ESO в сияющем звездном поле виден темный провал. Это область пространства, наполненная газом и пылью – молекулярное облако LDN 483 из каталога темных туманностей Линдса. Такие облака являются колыбелью будущих звезд. Снимок сделан широкоугольной камерой Wide Field Imager, смонтированной на 2.2-метровом телескопе MPG/ESO в обсерватории ESO Ла Силья в Чили.

Облако LDN 483 [1] находится на расстоянии 700 световых лет от нас в созвездии Змеи (Serpens). В нем содержится достаточно пыли, чтобы полностью блокировать видимое излучение находящихся за ним фоновых звезд. Из-за своей непрозрачности и высокой плотности такие молекулярные облака называются также темными туманностями. Полное отсутствие звезд в LDN 483 и других объектах этого типа наводит на мысль, что в этих областях звезды не могут зарождаться и развиваться. На самом деле все ровно наоборот: темные туманности являются наиболее плодородными зонами формирования звезд.

Астрономы, изучающие звездообразование в LDN 483, обнаружили, что в темных недрах LDN 483 гнездятся новорожденные, только-только образовавшиеся звезды. Больше того, можно говорить об этих звездах как об еще не родившихся, а только находящихся в процессе появления на свет.

На этой начальной фазе своего развития будущая звезда является всего лишь находящимся внутри молекулярного облака шаром из газа и пыли, сжимающимся под действием силы гравитации. Такая протозвезда еще довольно холодна, ее температура примерно –250 градусов по Цельсию, и испускает она только длинноволновое субмиллиметровое излучение [2]. И все же в формирующемся ядре этой звезды уже начинается постепенный рост температуры и давления.

Начальный период роста звезды продолжается всего каких-то несколько тысяч лет – невероятно короткое в астрономических масштабах время, если учесть, что обычные звезды живут миллионы и даже миллиарды лет. На следующей стадии развития, на протяжении нескольких миллионов лет, протозвезда становится теплее и плотнее. Энергия ее излучения в ходе этих изменений растет, свечение становится сначала инфракрасным, и затем и видимым. И прежде невидимая протозвезда превращается в ослепительно яркое светило.

По мере того, как из чернильных глубин LDN 483 будут появляться все новые и новые звезды, темная туманность будет становиться все более разреженной и прозрачной. Тогда те звезды фона, которые сейчас скрыты за ней, будут постепенно становиться видимыми. Но произойдет это еще через несколько миллионов лет, да и тогда их слабый свет будет затмеваться ярким сиянием новорожденных звезд, появившихся из облака [3].

*) Парафраз строки из знаменитой антивоенной песни Пита Сигера «Куда исчезли все цветы» (Where have all the flowers gone)

[1] Каталог темных туманностей Линдса (Lynds Dark Nebula catalogue), опубликованный в 1962 году, был составлен американским астрономом Беверли Тернером Линдсом (Beverly Turner Lynds). Линдс находил темные туманности, внимательно рассматривая фотографические пластинки Паломарского обзора неба.

[2] Антенная решетка радиотелескопов ALMA (The Atacama Large Millimeter/submillimeter Array), в эксплуатации которой принимает участие ESO, ведет наблюдения в субмиллиметровом и миллиметровом диапазонах спектра и является идеальным инструментом для исследования очень молодых звезд в молекулярных облаках.

[3] Очень молодое рассеянное звездное скопление можно видеть здесь, а несколько более зрелое -- здесь.

More information