eso1503ru — Фото-релиз

Пасть чудовища

На VLT получено изображение кометарной глобулы CG4

28 января 2015 г.

На новом снимке, полученном на Очень Большом Телескопе (VLT ESO) -- кометарная глобула CG4, напоминающая своими очертаниями разинутую пасть гигантского небесного чудища. Туманность эта, хоть и выглядит на снимке большой и яркой, в действительности слабая и любителю астрономии найти ее на небе довольно трудно. Природа CG4 во многом остается загадкой.

В 1976 году на фотографиях, сделанных с британским телескопом системы Шмидта в Австралии, было выявлено несколько кометообразных объектов удлиненной формы. Из-за своих очертаний они были названы «кометарными глобулами», хотя с кометами они не имеют ровно ничего общего. Все они расположены в огромном облаке светящегося газа под названием «туманность Гама» (Gum Nebula). У них плотные и темные пылевые «головы» и длинные слабосветящиеся хвосты, обычно направленные от остатка сверхновой в созвездии Парусов (Vela), которая расположена в центре туманности Гама. Несмотря на относительно небольшое расстояние до этих объектов, астрономы долго не могли их обнаружить, так как их яркость очень мала.

Объект CG4, изображенный здесь на новом снимке, и является одной из кометарных глобул. Его иногда называют «Рука Бога». Он расположен примерно в 1300 световых лет от Земли в созвездии Кормы (Puppis).

«Голова» CG4 – та часть объекта, которая видна на снимке и которая напоминает голову чудовища – имеет в поперечнике 1.5 световых года. «Хвост» глобулы простирается книзу и на снимке не виден. Его длина восемь световых лет. По астрономическим меркам это сравнительно маленькое облако.

Относительно малые размеры характерны для всех кометарных глобул. Все обнаруженные в нашей Галактике объекты этого типа представляют собой изолированные относительно небольшие облака нейтрального газа и пыли, окруженные горячим ионизованным веществом.

Головная часть CG4 – это плотное газо-пылевое облако, которое можно видеть только потому, что оно освещено светом близких к нему звезд. Излучение этих звезд постепенно разрушает «голову» глобулы и выметает из нее мельчайшие частицы, рассеивающие свет звезд. Однако, пылевое облако CG4 все еще содержит достаточное количество вещества, чтобы из него могли образоваться несколько звезд размером с Солнце. Несомненно, в CG4 активно формируются новые звезды, и на этот процесс, возможно, влияет излучение звезд, возбуждающих вещество туманности Гама.

Вопрос о том, отчего именно CG4 и другие кометарные глобулы имеют такую необычную форму, все еще не решен астрономами и активно дебатируется. На этот счет имеется две теории. Согласно одной из них, кометарные глобулы, и в том числе CG4, изначально были сферическими туманностями, которые деформировались в результате произошедшей по соседству с ними вспышки сверхновой. Другие ученые предполагают, что форму кометарным глобулам придал звездный ветер и ионизирующее излучение горячих массивных OB-звезд. В результате могли сначала сформироваться объекты, забавно (но очень метко!) названные слоновьими хоботами, а потом и сами кометарные глобулы.

Чтобы узнать больше, астрономам необходимо измерить массу, плотность, температуру и скорость движения вещества в глобулах. Все эти параметры можно определить, наблюдая молекулярные спектральные линии, лучше всего видимые на миллиметровых волнах — именно в этой области спектра и работают такие телескопы, как ALMA.

Снимок получен в рамках образовательно-просветительской программы «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems programme): с телескопами ESO фотографируются интересные, загадочные или просто красивые космические объекты. Эти снимки делаются, когда телескопы по каким-либо причинам не используются для научных наблюдений. С другой стороны, все данные, получаемые в рамках этой программы, могут использоваться и в исследовательских целях и доступны астрономам всего мира через научный архив ESO.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе принимают участие 15 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT, (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером в крупнейшем из существующих астрономических проектов – системе радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо».