eso1504ru — Фото-релиз

VISTA глядит сквозь Млечный Путь

На инфракрасном снимке Трехраздельной туманности видны лежащие далеко за ней новые переменные звезды

4 февраля 2015 г.

На новом снимке, полученном на обзорном телескопе ESO VISTA, знаменитая Трехраздельная туманность (Trifid Nebula) предстает в новом призрачном виде. Наблюдения в инфракрасном диапазоне спектра позволили астрономам проникнуть взглядом сквозь заполненные пылью центральные области Млечного Пути и зарегистрировать много ранее скрытых объектов. Только в этой крохотной части одного из обзоров неба, выполняемых на телескопе VISTA, ученые открыли две ранее неизвестных очень далеких переменных звезды класса цефеид, которые лежат на одном луче зрения Трехраздельной туманностью далеко за ней. Это первое открытие звезд такого типа в плоскости Млечного Пути вне его центрального балджа.

В рамках одного из главных обзоров южного неба, выполняемого на телескопе VISTA в обсерватории ESO Паранал в Чили, проводится картографирование центральных областей Млечного Пути в инфракрасном свете с целью поиска новых и скрытых объектов. При этом одни и те же поля время от времени снимаются повторно, чтобы выявить переменность блеска объектов. Обзор имеет название VVV Survey (VISTA Variables in the Via Lactea).

Крохотной частью полученного в рамках обзора VVV гигантского объема данных является этот прекрасный новый снимок знаменитой области звездообразования Messier 20, обычно называемой Трехраздельной туманностью (Trifid Nebula) из-за призрачных темных полос, которые делят ее на отчетливо видимые в телескоп три части.

На известных фото Трехраздельной, сделанных в видимом свете, туманность ярко сияет красноватым свечением ионизованного водорода и туманной голубизной рассеянного света горячих молодых звезд. Выделяются и огромные облака поглощающей свет пыли. Но вид туманности на инфракрасном снимке совсем иной. Это как бы призрак того объекта, который виден в оптике. Пылевые облака значительно менее заметны, яркое сияние водородных облаков едва различимо, трехчастная структура почти не прослеживается.

Зато, как бы в виде компенсации, на новом фото разворачивается великолепная панорама. Плотные пылевые облака в диске нашей Галактики, поглощающие видимый свет, пропускают большую часть инфракрасного излучения, улавливаемого приемниками телескопа VISTA. Теперь стало возможно заглянуть далеко за Трехраздельную и зарегистрировать объекты на дальнем краю Галактики – объекты, которые никто и никогда еще не видел.

На приводимом фото как раз имеется такой замечательный  сюрприз. С виду совсем рядом с Трехраздельной туманностью,  а на деле примерно в семь раз дальше от нас, чем она [1], видна пара открытых с помощью VISTA переменных звезд. Это цефеиды – яркие нестабильные звезды, которые периодически сначала медленно увеличивают, а затем уменьшают свой блеск. Астрономы считают, что эта пара – самые яркие члены звездного скопления. Пока это единственные цефеиды, зарегистрированные так близко к плоскости Галактики с ее дальней стороны. Период изменения их блеска составляет 11 дней.

[1] Трехраздельная туманность находится на расстоянии около 5200 световых лет от Земли, центр Млечного Пути – на расстоянии 27 000 световых лет, почти в том же направлении, а новооткрытые цефеиды – на расстоянии около 37 световых лет.

Приведенные результаты взяты из статьи “Discovery of a Pair of Classical Cepheids in an Invisible Cluster Beyond the Galactic Bulge”, I. Dekany и др., только что опубликованной в Astrophysical Journal Letters.

Состав группы исследователей: I. Dékány (Millennium Institute of Astrophysics, Santiago, Chile; Universidad Católica de Chile, Santiago, Chile), D. Minniti (Universidad Andres Bello, Santiago, Chile; Millennium Institute of Astrophysics; Center for Astrophysics and Associated Technologies; Vatican Observatory, Vatican City State, Italy), G. Hajdu (Universidad Católica de Chile; Millennium Institute of Astrophysics), J. Alonso-García (Universidad Católica de Chile; Millennium Institute of Astrophysics), M. Hempel (Universidad Católica de Chile), T. Palma (Millennium Institute of Astrophysics; Universidad Católica de Chile;), M. Catelan (Universidad Católica de Chile; Millennium Institute of Astrophysics), W. Gieren (Millennium Institute of Astrophysics; Universidad de Concepción, Chile) and D. Majaes (Saint Mary's University, Halifax, Canada; Mount Saint Vincent University, Halifax, Canada).

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе принимают участие 15 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT, (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером в крупнейшем из существующих астрономических проектов – системе радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет “величайшим в мире оком, устремленным в небо».