Kids

eso1520ru — Фото-релиз

Жуткая краса Медузы

20 мая 2015 г.

Самый детальный на сегодня снимок Туманности Медуза получен на Очень Большом Телескопе ESO (VLT) в Чили. Когда звезда, находящаяся в сердце этой туманности, закончила свою эволюцию, она сбросила в окружающее пространство свои внешние слои, которые и образовали разноцветное туманное облако. Снимок можно рассматривать как предвосхищение судьбы Солнца, которое тоже в конце концов превратится в похожий объект.

Эта прекрасная планетарная туманность названа по имени жуткого существа из древнегреческих мифов – Медузы Горгоны, хотя у нее есть и другое название: Sharpless 2-274. Расположена она в созвездии Близнецов (Gemini). Протяженность Туманности Медуза примерно четыре световых года, а ее расстояние от нас около 1500 световых лет. Несмотря на свои размеры, она крайне тусклая и очень трудна для наблюдения.

Мифологическая Медуза была отвратительным существом -- вместо волос у нее были змеи. Змей напоминают и волокна светящегося газа, из которых состоит туманность. Области красного свечения водорода и более слабого зеленоватого -- кислорода простираются далеко за границы кадра, образуя на небе полукруглую структуру. Выбросы массы из звезд, находящихся на этой стадии своей истории, часто происходят с перерывами, и в результате внутри планетарных туманностей образуются причудливые газовые структуры.

Звездные ядра планетарных туманностей в течение нескольких десятков тысяч лет остаются окруженными такими живописными цветными газовыми облаками [1]. Проходит еще несколько тысячелетий, и газ медленно рассеивается в окружающем пространстве. Это последняя стадия преобразования звезд типа Солнца в белые карлики, после чего они заканчивают свою активную жизнь. Стадия планетарной туманности – только крохотная часть всего жизненного пути звезды. Примерно так же соотносится с временем человеческой жизни миг, когда ребенок выдувает мыльный пузырь и смотрит, как этот пузырь улетает прочь.

Жесткое ультрафиолетовое излучение очень горячей звезды, находящейся в ядре туманности, отрывает электроны от атомов улетающего от звезды газа – газ ионизуется. Характерные цвета свечения ионизованного газа могут помочь в распознавании физической природы небесных объектов. В частности, зеленоватое свечение дважды ионизованного кислорода [O III] --характерный признак планетарных туманностей. Используя подходящие светофильтры, астрономы могут выделить излучение светящегося газа и тем самым сделать крайне слабосветящуюся туманность несколько более выделяющейся на темном небе.

Астрономы, впервые наблюдавшие зеленое свечение [O III] у туманностей, думали, что они открыли неизвестный химический элемент, и даже назвали его небулием. Только позже стало понятно, что это всего лишь редко наблюдаемое [2] излучение ионизованной разновидности всем известного кислорода.

Еще одно обозначение этой туманности -- Abell 21 (или, более формально, PN A66 21). Это имя дано в честь американского астронома Джорджа Эйбелла (George O. Abell), который обнаружил этот объект в 1955 году. Некоторое время среди астрономов шли споры – не может ли это газовое облако быть остатком взрыва сверхновой. Однако, в 1970-х исследователи смогли измерить движения и другие свойства вещества туманности. После этого сомнений в том, что это именно планетарная туманность, не оставалось [3].

Снимок получен с использованием приемника FORS (FOcal Reducer and low dispersion Spectrograph), смонтированного на телескопе VLT. Фото сделано в рамках программы «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems) [4].

[1] Как ни странно, яркая звезда в центре кадра вовсе не является «звездным ядром» Туманности Медуза — это просто звезда фона TYC 776-1339-1, случайно оказавшаяся на переднем плане. Центральная звезда Медузы – слабая голубоватая звездочка рядом с центром полукруглой структуры в правой части снимка.

[2] Такое излучение встречается редко, так как оно образуется в результате действия запрещённогo механизма — электронных переходов, запрещенных законами квантового отбора, но все же возможных, хоть и с очень малой вероятностью. Обозначение спектральной линии [O III] говорит о том, что излучение в этой линии – запрещенная (это обозначается квадратными скобками) эмиссия дважды ионизованного (отсюда III в названии линии) кислорода (O).

[3] Измеренная скорость расширения облака оказалась равной примерно 50 километров в секунду, что гораздо ниже, чем ожидалось бы для остатка сверхновой.

[4] В рамках образовательно-просветительской программы «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems) на телескопах ESO фотографируются интересные, загадочные или просто красивые космические объекты. Эти снимки делаются, когда телескопы по каким-либо причинам не используются для научных наблюдений. Все полученные данные хранятся в научном архиве ESO и при необходимости могут использоваться астрономами.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе принимают участие 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили как страна, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный исключительно для обзора неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».