Kids

eso1535ru — Фото-релиз

Космический круговорот вещества

2 сентября 2015 г.

На этом снимке – часть гигантской туманности Gum 56. Она освещена изнутри яркими горячими молодыми звездами, родившимися в ней. В течение миллионов лет в этой туманности рождаются из составляющего ее газа звезды. Когда они стареют, они либо постепенно сбрасывают свою массу в окружающее пространство, либо взрываются в виде ослепительных сверхновых. В обоих случаях вещество этих звезд пополняет запас «строительного материала», из которого в «звездных яслях» образуются очередные светила. Фото получено с 2.2-метровым телескопом MPG/ESO на обсерватории Ла Силья в Чили в рамках программы «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems).

Глубоко в недрах этого гигантского «звездного инкубатора» находятся три скопления молодых горячих звезд (им всего-навсего несколько миллионов лет), которые интенсивно испускают яркое ультрафиолетовое излучение. Именно оно заставляет газ внутри туманности светиться. Ультрафиолетовые кванты отрывают электроны от атомов газа – этот процесс называется ионизацией — а когда эти электроны снова присоединяются к атомам (рекомбинируют), они излучают свет. При этом для каждого химического элемента этот свет имеет свою характерную окраску. Облака водорода в туманности светятся красным.

Gum 56 (она же IC 4628, а неофициально – Туманность Креветка (Prawn Nebula) каталогизировал австралийский астроном Колин Стенли Гам (Colin Stanley Gum). В 1955 году вышел его каталог областей HII – гигантских разреженных облаков ионизованного водорода.

Одним из основных источников ионизации в Gum 56 являются две горячих бело-голубых звезды спектрального класса O: астрономы называют такие звезды «голубыми гигантами» [1]. Во Вселенной голубые гиганты встречаются довольно редко, потому, что из-за своей большой массы они очень недолговечны. Они живут всего около миллиона лет, а затем коллапсируют, то есть все их вещество обрушивается к центру звезды и происходит взрыв сверхновой. Так заканчивают свою жизнь и многие другие массивные звезды, которыми богата эта туманность.

Кроме многочисленных новорожденных звезд, гнездящихся внутри туманности, там еще достаточно пыли и газа чтобы породить следующее поколение звезд. Те области внутри туманности, в которых формируются новые звезды, видны на снимке как плотные облака. Вещество, из которого образуются звезды, обогащено остатками массивных звезд предыдущего поколения, уже взорвавшихся в виде сверхновых и выбросивших свою массу в пространство. Так и продолжается циклическая звездная эволюция – новые поколения звезд формируются из вещества, когда-то находившегося в недрах звезд предыдущих поколений.

При том, что в туманности находятся два весьма необычных голубых гиганта и она интенсивно излучает в инфракрасных лучах и радиоволнах, кажется странным, что этот объект изучен сравнительно мало. Диаметр Gum 56 примерно 250 световых лет, но, несмотря на свои внушительные размеры, туманность часто ускользает от внимания визуальных наблюдателей из-за своей малой яркости, а также из-за того, что основная часть ее излучения приходится на длины волн, недоступные человеческому глазу.

Расстояние до туманности около 6000 световых лет. Она находится в созвездии Скорпиона и занимает на небе в четыре раза больше места, чем полная Луна [2].

Данный снимок, на котором поместилась только часть туманности, получен на 2.2-метровом телескопе MPG/ESO с широкоугольной камерой Wide Field Imager (WFI) в рамках образовательно-просветительской программы «Космические сокровища ESO» (ESO Cosmic Gems). По этой программе телескопы ESO фотографируют интересные, загадочные или просто красивые космические объекты. Эти снимки делаются, когда телескопы по каким-либо причинам не используются для научных наблюдений. С другой стороны, все данные, получаемые в рамках этой программы, хранятся в научном архиве ESO и могут использоваться в исследовательских целях астрономами всего мира.

[1] Эти звезды не попали в поле зрения настоящего снимка.

[2] Широкоугольный снимок Туманности Креветка, полученный на Обзорном телескопе VLT Survey Telescope, был опубликован в eso1340a.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили как страна, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный для обзоров неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».