eso1536ru — Фото-релиз

Скромная соседка

16 сентября 2015 г.

На новом снимке, полученном с широкоугольной камерой Wide Field Imager на 2.2-метровом телескопе MPG/ESO в обсерватории ESO Ла Силья -- карликовая галактика Скульптора (The Sculptor Dwarf Galaxy), близкая соседка нашей Галактики Млечный Путь. Несмотря на близкое соседство у этих двух галактик очень разная история и, если можно так выразиться, характеры. Галактика в Скульпторе гораздо меньше и старше Млечного Пути. Это делает ее очень ценной для изучения формирования звезд и галактик в ранней Вселенной. Однако, она очень слабая и изучать ее непросто.

Карликовая галактика Скульптора — ее еще называют эллиптическим или сфероидальным карликом в Скульпторе — карликовая галактика сфероидального типа, одна из четырнадцати известных галактик-спутников Млечного Пути [1]. Эти наши галактические «попутчики» расположены внутри протяженного гало Млечного Пути, сферической области, простирающейся далеко за пределы спиральных рукавов нашей Галактики. Как видно из ее названия, эта карликовая галактика расположена в южном созвездии Скульптора. Ее расстояние от Земли -- 280 000 световых лет. Несмотря на свою близость, она была открыта только в 1937 году, так как составляющие ее звезды очень слабые и показывают слабую концентрацию к центру.

Тем не менее, именно галактика в Скульпторе оказалась одной из первых карликовых галактик, идентифицированных как спутник Млечного Пути, обращающий вокруг него по своей орбите. Во время ее обнаружения форма галактики показалась астрономам необычной, но теперь сфероидальные карлики известны как важные объекты, помогающие заглянуть глубоко в прошлое Вселенной.

Сейчас считается, что Млечный Путь, как и все крупные галактики, образовался из более мелких галактик на заре существования Вселенной. И если какие-то из этих малых галактик сохранились до наших дней, они должны состоять из крайне старых звезд. Карлик в Скульпторе как раз подходит на роль такой первичной галактики – в нем много очень старых звезд, которые видны и на приводимом снимке.

Возраст звезд в галактике Скульптора определяется астрономами по тому обстоятельству, что в их спектрах очень мало линий тяжелых химических элементов. А тяжелые элементы накапливаются в галактиках в процессе смены поколений звезд. Поэтому низкий уровень их присутствия -- свидетельство старости звезд галактики.

Большое число старых звезд делает галактику в Скульпторе популярным объектом для исследования самых ранних периодов звездообразования. Недавно астрономы суммировали все данные, полученные для звезд Скульптора, и создали наиболее подробную из всех существующих историю звездообразования в карликовой сфероидальной галактике. Анализ этих данных выявил две различных группы звезд: первая, преобладающая – более старое звездное население, бедное тяжелыми элементами, вторая, малочисленная, наоборот ими богата. Как молодежь обычно стремится в центр города, так и молодое поколение звезд концентрируется вокруг ядра галактики.

У звезд карликовых галактик, таких, как галактика в Скульпторе, могут быть сложные истории звездообразования. Но поскольку большинство таких галактик изолировано друг от друга и в течение миллиардов лет не испытывает никаких взаимодействий, каждое звездное население проходит свой собственный путь эволюции. Изучение сходных черт в историях галактик-карликов и объяснение возможных отклонений от сходства поможет понять закономерности развития всех галактик, от самых маленьких и незаметных до гигантских спиралей. Так скромная соседка нашей Галактики дает астрономам ценнейшие сведения для понимания судьбы самого Млечного Пути.

[1] Не следует путать эту слабую галактику с гораздо более яркой галактикой NGC 253 в том же созвездии Скульптора.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили как страна, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный для обзоров неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».