eso1537ru — Фото-релиз

У космической розы много имен

23 сентября 2015 г.

Этот новый снимок Мессье 17 – области звездообразования, отличающейся ярким розовым свечением – получен с широкоугольной камерой Wide Field Imager на 2.2-метровом телескопе MPG/ESO в обсерватории ESO Ла Силья в Чили. Это один из лучших снимков объекта. Сделанный с высоким разрешением, он не только позволяет увидеть всю туманность целиком, но и выявляет ее тонкую структуру – газовые облака, пыль и новорожденные звезды.

У этой туманности за многие годы накопилось множество названий – может быть, больше, чем у любого другого объекта такого типа. Кроме официального названия Messier 17, она еще известна как Туманность Омега, Туманность Лебедь, Туманность Галочка (Checkmark Nebula), Туманность Подкова и даже Туманность Лобстер.

Мессье 17 находится примерно в 5500 световых годах от Земли в созвездии Стрельца (Sagittarius). Она расположена недалеко от плоскости Галактики. При поперечнике около 15 световых лет она занимает на небе довольно большую площадь. Пыль и газ, заполняющие туманность, порождают новые звезды, и некоторые из них видны на нашем фото, хотя многие звезды на снимке находятся либо ближе, либо дальше Messier 17.

Туманность имеет ярко выраженный розовый оттенок. Это признак присутствия светящегося водорода. Короткоживущие голубые звезды, недавно образовавшиеся в Мессье 17, излучают много ультрафиолетовых лучей, которые и нагревают окружающий их газ так, что он начинает ярко светиться. В центре туманности это свечение ярче, а некоторые ее части даже выглядят белыми. Этот белый цвет вполне реален — он получается при смешивании света от наиболее горячего газа с звездным излучением, рассеиваемым и отражаемым пылью.

Общее количество газа в туманности оценивается в тридцать с лишним тысяч солнечных масс. Внутри нее есть и рассеянное звездное скопление из 35 звезд: NGC 6618 [1]. Конечно, общее число звезд внутри Мессье 17 гораздо больше – только в центральной части туманности их почти 800, и еще больше образуется на ее периферии.

Сквозь розовое свечение можно различить паутину темных пылевых волокон, поглощающих свет. Но и это непрозрачное вещество светится. Хотя пылевые области на нашем снимке, сделанном в видимых лучах, выглядят темными, если их наблюдать с инфракрасными камерами, они оказываются ярко светящимися.

Своим основным названием туманность обязана французскому «охотнику за кометами» Шарлю Мессье (Charles Messier), включившему ее под номером 17 в свой знаменитый астрономический каталог в 1764 г. [2]. Как видим, скучное название не мешает туманности выглядеть ослепительно!

Изображение получено в рамках программы ESO Cosmic Gems [3].

[1] Это же обозначение иногда используется и для всей области звездообразования.

[2] Астроном Жан Филипп де Шезо (Jean Philippe de Chéseaux) открыл этот объект в 1745 г., но это открытие не привлекло внимания. Спустя почти 20 лет Мессье независимо переоткрыл туманность и каталогизировал ее.

[3] В рамках программы ESO Cosmic Gems телескопы ESO фотографируют интересные, загадочные или просто красивые космические объекты. Эти снимки делаются, когда телескопы по каким-либо причинам не используются для научных наблюдений. С другой стороны, все данные, получаемые в рамках этой программы, хранятся в научном архиве ESO и могут использоваться в исследовательских целях астрономами всего мира.

Европейская Южная Обсерватория (ESO, the European Southern Observatory) -- ведущая межгосударственная астрономическая организация Европы, самая продуктивная в мире астрономическая обсерватория. В ее работе участвуют 16 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция, а также Чили как страна, предоставившая свою территорию для размещения обсерваторий ESO. ESO проводит в жизнь масштабную программу проектирования, строительства и эксплуатации мощных наземных наблюдательных инструментов, позволяющих астрономам выполнять важнейшие научные исследования. ESO также играет ведущую роль в организации и поддержке международного сотрудничества в области астрономических исследований. ESO располагает тремя уникальными наблюдательными пунктами мирового класса, находящимися в Чили: Ла Силья, Паранал и Чахнантор. В обсерватории Паранал, самой передовой в мире астрономической обсерватории для наблюдений в видимой области спектра, установлен Очень Большой Телескоп ESO (The Very Large Telescope, VLT) и два обзорных телескопа: VISTA, который работает в инфракрасных лучах и является крупнейшим в мире телескопом для выполнения обзоров неба, и Обзорный Телескоп VLT (VLT Survey Telescope) -- крупнейший инструмент, предназначенный для обзоров неба в видимом свете. ESO является европейским партнером крупнейшего астрономического проекта современности – системы радиотелескопов миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA. На Серро Армазонес, недалеко от Паранала, ESO ведет строительство E-ELT (European Extremely Large optical/near-infrared Telescope) – 39-метрового Европейского Чрезвычайно Большого Телескопа для оптического и ближнего ИК диапазонов, который станет «величайшим оком человечества, устремленным в небо».